Фира и Ойя — два главных туристических города на острове Санторини (Фира). Оба города были практически полностью уничтожены во время землетрясения 1956 года и восстановлены уже как туристические аттракционы. В сумме, в этих двух городах проживает менее 3000 жителей. Все остальные — туристы. Оба города расположены на краю 400-метровой кальдеры вулкана Санторини. В районе обрыва город исключительно туристический — гостиницы, кафе, рестораны и магазины. Местные жители живут на плавном спуске с другой стороны.
В путеводителях утверждается, что все дома построены из вулканических пород. Когда-то, наверное так и было. Но сейчас традиционные материалы вытеснили хорошо замаскированные сталь и бетон. Ойя больше похожа на одну частную гостиницу или круизный лайнер, чем на город.
Интернет просто набит фотографиями с Санторини. А вот с текстами и фактами проблемы. В Википедии скучнейшие статьи, в которых толком ни о чем не написано, а в путеводителях одни эпитеты и почти никаких фактов. Сильно мешает огромное количество рекламно-туристического спама.
Санторни — пример великолепного сотрудничества острова и сайта TripAdvisor. Наклейки TripAdvisor тут везде, а в ответ, по версии TripAdvisor, Санторини — направления номер один в Греции.
На Санторини огромное количество туристов со всего мира. Особенно бросались в глаза американцы и японцы. В Греции, за пределами этого острова, они почти не встречаются. Как всегда некоторое неудобство доставили русские организованные таборы от Тезтура. Из-за огромного количества туристов пришлось приезжать в Ойю второй раз.
Фира
Фира — столица группы островов Санторини. Мне показалось что здесь не так красиво как в Ойе. Но зато, если свернуть с главной пешеходной улицы, то попадаешь не на задний двор, а на рынок. Фира больше похожа на город, нежели на круизный лайнер. Тут есть магазины, аптеки, автовокзал, муниципалитет и прочие признаки регионального центра.
В Фире находится старый порт, из которого совершается большинство экскурсии к вулкану и по островам. Между Фирой и вулканом на рейде стоит основная масса круизных судов. Верхний город с портом соединяет фуникулер и «ослиная переправа» (далее по тексту «ослопровод»).
Ослопровод
Мы очень хотели попасть в кратер вулкана. Туда массово устраиваются экскурсии, но ни одна из них нам не подходила из-за дневного сна ребенка. Мы пытались найти способ попасть к кратеру (а это отдельный остров — Нео Камени). Последней нашей надеждой был старый порт Фиры, именно оттуда отправляются все суда к кратеру.
Выехали мы сразу как ребенок проснулся, и к пяти вечера были на месте. К порту мы спустились без проблем — 1 минута на фуникулере, а вот выбраться из порта оказалось затруднительно. В это время как раз заканчивалась большая часть экскурсий и очередь на фуникулер была просто бесконечной.
Мы решили, что поднимемся пешком — высота не самая большая. Лестница ведущая к верху оказалось полностью захваченной и загаженной ослами. Это была даже не лестница, а выделенная линия ослопровода. Принцип работы ослопровода очень прост. Пастух гонит 10-20 ослов (мулов) вниз, где они ставятся в очередь на загрузку. Там, как на конвейере, на осла сажают туриста, дают пинка и осёл своим ходом идёт наверх. Там туриста снимают, ослов группируют и снова ведут вниз.
Ослов очень много и гадят они тоже очень много. Вонь страшная, лестница вся в навозе. И тут не принципиально на осле вы поднимаетесь или пешком — скорость примерно одинаковая. В общем, не сделайте такую-же ошибку — фуникулер наше всё.
P.S. Трансфера к кратеру мы так и не наши.