В 2012 г. в Томске появились (или почти) семь надземных переходов — на пушкинской развязке, в районе кольца на пр. Фрунзе, на ул. Елизаровых и на проспекте Мира в районе поликлиники № 10
С самого начала история с надземными переходами вызывала откровенное недоумение у жителей города. Во-первых, хотя переходы и были построены в рекордные сроки, в эксплуатацию сдавать их не торопились. Во-вторых, в строительстве этих объектов томичи особо не нуждались. Некоторые надземки (например, на пр. Фрунзе) были возведены непосредственно рядом с пешеходным переходом. Не секрет, что некоторые переходы не введены в эксплуатацию и по сей день. А те, что используются, — вызывают ужас и отвращение.
Переходный период
Когда надземки в районе пушкинской развязки и поликлиники № 10 уже зависли над проезжей частью — городская администрация буквально отказывалась видеть их, утверждая, что, согласно документации, запроектированы были подземные переходы, а не надземные. Якобы по неизвестным причинам было принято решение изменить проект. Срок сдачи переходов в эксплуатацию — неизвестен. Именно так говорил бывший заместитель мэра по особо важным поручениям Александр Цымбалюк на собрании городской думы в 2014 г.
Неужели все время пока строились надземные переходы, никто из городской администрации не видел этого?! Бывший мэр Николай Николайчук практически «не вылазил» со строящейся развязки и тоже не видел? Кто осуществлял технический контроль за исполнением проектных решений?! Прокуратуру в указанный период, похоже, вновь поразила «куриная слепота». В 2014 г. прокуратура Томской области сообщала, что в следственные органы направлены материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по фактам нарушений при строительстве развязки. Однако дальше дело не пошло. На сегодняшний день факт остается фактом, в Томске среди белого дня вместо подземных переходов были воздвигнуты надземные, что привело к увеличению стоимости работ.
Аналогичная ситуация была и с двумя надземными переходами на кольце Елизаровых-Фрунзе и на улице Елизаровых. Цымбалюк заявлял, что в проектной документации строительства транспортного узла Клюева-Осеняя-Балтийская-Елизаровых этих переходов не было вообще. «Кто их строил и как — никаких решений и актов мы не нашли», — говорил он.
Правда, переходы на ул. Елизаровых и пр. Фрунзе все же были введены в эксплуатацию. Особой радости у горожан это не вызвало. Некоторые даже предпочитали с риском для жизни перебегать оживленную проезжую часть улицы Елизаровых, но не заходить в переход. Томичи активно высказывались в интернете о бесполезности этих построек, каждая из которых стоит около 60 млн рублей. Переходы с самого начала подвергались нападкам вандалов. Стекла выбили почти сразу, внутри перехода полюбили собираться пьяные компании. На стенах вскоре не осталось свободного места от граффити, нецензурных рисунков и слов. Зимой и весной томичи боялись заходить в переходы еще и по той причине, что железные ступени становились скользкими, что представляло серьезную угрозу для здоровья.
Осенью 2017 г. в ремонт переходов на ул. Елизаровых и пр. Фрунзе было вложено почти 2 млн рублей. Правда, после этого «ремонта» у местных жителей осталось много вопросов. Например, почему в переходе на Фрунзе все стены как были расписаны нецензурными словами, так и остались? Большим недостатком является и то, что все надземные переходы недоступны для маломобильных группа населения: нет ни пандуса, ни работающего лифта.
Ужас на ул. Елизаровых и пр. Фрунзе
Для подготовки этого материала мы посетили надземные переходы на ул. Елизаровых и на пр. Фрунзе. При входе в надземный переход на ул. Елизаровых чувствуется запах рвотных масс, кругом грязь. На перилах толстым слоем покоится пыль. Окна и стены исписаны и вряд ли подвергались мойке в этом году. Мутные от грязи стекла имеют многочисленные трещины и следы художеств, которые оставляют местные пьяные компании. После выхода из перехода хочется вытереть ноги.
Оказавшись в переходе на пр. Фрунзе — и вовсе возникает желание помыться с мылом. Стоит зайти в переход, как в нос ударяет запах общественного туалета. Немного поднявшись по лестнице — встречаемся с «постояльцами» этого объекта — людьми без определенного места жительства, которые в надземнике спят, едят и нужду справляют. На фоне этого битые стекла постройки, мусорные кучи и немытые поручни — кажутся мелочью.
«Призраки» над дорогой
По поводу переходов на пушкинской развязке мэрия до сих пор судится с компанией, которая выполняла работы. В феврале 2017 г. арбитраж удовлетворил иск мэрии Томска о взыскании с «Сибмоста» излишне выплаченных средств по муниципальному контракту в размере 155,5 млн рублей. Претензия муниципалитета к компании заключалась в строительстве переходов в районе пушкинской развязки. Вместо подземных переходов были построены надземные в обход проектно-сметной документации. Компания это решение обжаловала, однако апелляционная инстанция арбитража оставила решение суда первой инстанции без изменения. После этого «Сибмост» подал кассационную жалобу, которая также не была удовлетворена Арбитражным судом Западно-Сибирского округа. Это решение в марте оставил в силе Верховный суд РФ.
В начале 2018 г. стало известно, что надземные переходы на пушкинской развязке могут быть признаны самовольными постройками и снесены, если городская администрация не придет к мировому соглашению с «Сибмостом». Мэрия предъявила судебным приставам исполнительный лист о взыскании с «Сибмоста» излишне выплаченных средств. Однако в городской администрации до сих пор надеются заключить с подрядчиком мировое соглашение. Если этого не произойдет, надземные переходы, вероятнее всего, будут снесены, как самовольные постройки.
Мы побывали и рядом с надземным переходом у поликлиники № 10 и другими на пушкинской развязке. Попасть в них невозможно. Радует, что хотя бы в них не устроили общественный туалет. И все же горожане нашли, как использовать сооружения: их буквально «разбирают по кирпичикам». Народ старательно отрывается листы сайдинга. Что ж, каждый сам решает, быть ли ему добросовестным гражданином.
Просим считать эту публикацию официальным обращением в прокуратуру г. Томска для принятия мер реагирования в отношении
собственника указанных надземных переходов в г. Томске.
ТЕКСТ, ФОТО: АНАСТАСИЯ СКИРНЕВСКАЯ