В грядущем январе снега будет мало. По крайней мере если следовать приметам. Наши предки верили — если в Яблочный спас стоит жара, то и зимний месяц будет теплым. Преображение Господне отметили православные. В храмах по всей области прошли торжественные богослужения. Яблочный спас уже второй год подряд встречали и в некогда заброшенной деревне под Вологдой. Она несколько лет считалась стёртой с карт Вологодчины. Теперь населённый пункт восстанавливают.
Какой бы ухабистой не была дорога, всё-такие это дорога домой. 64 километра от Вологды до Игумницево, еще семь — на УАЗике и не на каждом.
Александр Лапин: «До войны тут шоколадное масло делали, казеин. После войны — только сливочное. Потом еще сливки».
От бывшего завода не осталось ничего. Поля теперь вместо кузниц, ферм и жилых домов. Пару десятков лет назад это была огромная деревня Санарцыно. Но пропала.
В честь яблочного спаса все снова вместе. Семьи разделились, когда произошло укрупнение совхозов, маленькие фермы начали закрывать, работы не стало. Жителям пришлось покинуть дома. Деревня фактически вымерла. Пропала и на бумаге — ее исключили из реестра жилых населенных пунктов.
Людочка, Иринка, Надюшка — так их величали родители. Три сестры — дочери последних жителей Саранцыно. Родительский дом сторожили — до сих пор стоит нетронутый. Женщины хранят воспоминания о самых добрых и о самых темных временах. С войны домой вернулся только один мужчина, деревня овдовела.
Людмила Быстрова: «И сынок его Митрюшка бежал по полю: „Тятька пришел“. Картина была ужасающая. Бежали женщины, бросая снопы. Будто с ним души всех умерших мужей идут».
Людмила переехала в Вологду, 40 лет работала на ПЗ, но тянуло назад... Вернулась в Саранцыно. Поставила дом напротив родительского, хоть все и твердили — засмеют. Все из сёл домой бегут. Тут же «подтянулись» и сёстры с семьями. Деревня вздохнула, зажила.
Маргарита Сенатская: «Это внучек мой любимый. Ему было 11, когда мы сюда приехали. А мне было 56 лет. Внук мне как-то сказал: «Ты чего согнулась как старая корга, забыла как на каблуках по магазину ходила, когда директором была?» И хрясь меня по плечу! Ну я и пошла».
Так и ходит Маргарита Александровна по «тропе здоровья» каждый день до огромного камня, который раньше лежал на стыке двух больших деревень — Саранцыно и Смолино. Служил местным клубом.
Неподалеку вскоре поставят церковь. Свою часовню местным отдал Никита Михалков — живет неподалеку. И уже в следующем году яблоки, уверены жители, в день Преображения Господня будут освящать там.
Источник: http://www.35media.ru/