Найти тему
ВЫХОД

«Это не слёзы, просто дождь...» — Зачем мужчинам феминизм

Чаще всего, говоря о феминизме, собеседники понимают под этим исключительно борьбу женщин за равные права, предполагая, что мужчины занимают привилегированное положение в обществе. А если особь мужского пола при этом ещё белый европеец и гетеросексуальной ориентации, его остается только подвергнуть остракизму. И в связи с нарастающим в обществе женским сексизмом, мизандрией — ненависти к мужчинам —, родилось понятие маскулизма. Апологеты патриархата понимают под ним защиту от возрастающей женской власти. Они считают своим долгом ревностно подавить женскую эмансипацию, разрушающую традиционную семью, понятия о том, каким брак должен быть, да и вообще, остается вопросом, кто будет гладитьштаны.

Некоторые даже считают, что это женщины — привилегированный слой населения, ведь если мы посмотрим среднюю статистику, то заключенных, самоубийц и жертв побоев какого пола больше?

Менее традиционалистки настроенная часть мужчин понимает под маскулизмом лишь мужской вариант феминизма. Своей целью они также ставят равенство полов, но говорят, что «угнетателю» тоже не сладко. Маскулисты, как и феминистки второй волны, переводят фокус с конкретного субъекта на саму систему патриархата, которая перемалывает всех. И даже при иллюзорном наличии у мужчин «большей власти», они в этой системе такие же жертвы. Тезисы маскулистов свидетельствуют о наличии достаточно широкого спектра социальных, экономических и правовых проблем в структуре даже самых прогрессивных обществ. Например, несправедливое отношение к вопросу алиментов, дискриминация в отношении родительских прав, обязательная военная служба для мужчин, жёсткие требования к физическому и психологическому состоянию мужчин. Особенно щепетильный вопрос — женское насилие. Принято считать, что харассером и абьюзером в отношениях может быть только мужчина. А совращение взрослой женщиной менее зрелого парня считается чем-то безусловно улётным.

Если мужчина признаёт факт изнасилования, то он выслушивает больше насмешек, чем сочувствия. Если жертву и насильника поменять местами, то общественный резонанс будет совершенно другой.

Женщины бывают жестокими, а мужчины бывают ранимыми.

Однако в пространстве масс-медиа о мужских чувствах принято говорить разве что в контексте желаний. При том список небольшой: секс, еда, развлечения. Поп-культура твердит нам: «мужчина по природе своей — сильный, а значит не показывает эмоций». Мой преподаватель по терапевтическому уходу любил повторять на каждой паре шутку: «Мужчина, он ведь не женщина. Та побесилась, посуду побила, да и успокоилась. А мужик-молодец, он всё в себе держит!.. Потому и помирает от ишемической болезни сердца в 50 лет!»

От фильма «Ровно в полдень» до фоточек Путина на страницах Лайфньюс мы видим детально сконструированные образы борца, добытчика, победителя. Мы видим героя, который не может отступить от своих целей и принципов, не испытывает депрессии или отчаяния, не терпит поражений, а ещё всегда популярен у женщин. Ну или быстро становится таковым, после того как накачается, прославится и заработает миллиард. Космополитан не врёт. От того так высок и силён дух конкуренции среди мужчин.

Существующая в культуре установка: «Мужчина — значит лучший», разделяет всех мальчиков на «настоящих» и не очень. Последние же, испытывая общественное давление, пытаются самоутвердиться альтернативными путями: избить жену или воспроизвести на сыне пережитые детские травмы.

А мальчик, которого не взяли в школьную футбольную команду, доказывает свою силу насилием над животными. В иных случаях нереализованные социальные ожидания приводят к зависимостям, слабости, апатии. И с ними, наверное, сложнее всего, ведь просить помощи — тоже «не по-мужски».

-2

Однако существуют и те, кто вообще не сожалеет о том, что отклонился от общей программы «мужских ценностей». Это и мужчины домохозява, и любители готовить-стирать-шить (читай: «выполнять женскую работу»), и просто отцы, которым важнее посидеть с двумя дочурками, посмотреть «Титаник», чем быть на верхушке корпоративной цепи или иметь огромный джип.

К сожалению, мужчин, считающих такие желания нормальными несоразмерно меньше, чем женщин, играющих в футбол и работающих на стройке. В систематике патриархального общества женщина — априори существо низшего порядка, поэтому укоры в её сторону: «ты ведёшь себя как пацан», даже и не звучат обидно. Но мы все чувствуем, как много унижения вкладывается во фразу:

«Ты чё как девчонка?»

Непонятно, какой шейминг сильнее для мальчика в 5 классе: педик или девка? Если проанализировать только эту специфическую ситуацию, мы видим, как работает патриархат: закрепощает женщин в более низком социальном положении, чем мужчины. Даже сравнение с женщинами является оскорблением, однако, любой ведущий себя инаково представлениям о «настоящем мужчине», которые сложились в обществе, подвергается насилию и страдает. Проблема женских и мужских движений в том, что они воспроизводят существующий миропорядок, который и является главным источником угнетения. Кидая друг другу камни в огород, они воспроизводят бинарное деление на «маскулинное» и «феминное», а значит закрепляют стереотип, что в общественной жизни у всех мужчин и женщин имеется некое единство и одинаковое поведение. И колесо патриархата делает ещё один поворот.

Но, к счастью, времена меняются. Всё чаще можно заметить прилюдное выражение чувств в среде мужчин. Объятия, раскрепощенность, проявления нежности перестали быть табуированными. Одичалые и нелюдимые гопники с Урика слушают Фейса, отращивают длинные патлы и интересуются одеждой, а лютые гомофобы красят волосы, прокалывают уши и не видят никаких проблем.

Миллениалы не такие глупые, какими кажутся, ведь имея широкополосный Интернет с доступом к аниме, тяжело держать масть костного сексиста. Хотя, конечно, это европоцентристский взгляд, в масштабах планеты ещё неимоверно много работы, а значит, мне ещё есть о чем писать.