Жизнь в деревне и обзаведение собственными кошками (а одно время - и кроликами) заставили меня радикально пересмотреть взгляды на ум животных и степень их отличия от человека. Их поведение совершенно точно нельзя объяснить одними рефлексами - мои коты очень редко были повторно наказаны за одно и то же прегрешение, они явно анализировали, чем именно мы недовольны и чего от них хотим (и даже ставили эксперименты - например, кот, которого обругали, когда он попытался точить когти в доме, осторожно начал обрабатывать при мне когтями обрезок полена на улице, глядя на мою реакцию, я одобрила - больше проблем такого рода не было). Да и само наказание кота обычно - дело символическое (чаще всего - только вербальное, иногда - лёгкий шлепок). Когда я их лечу, я делаю им намного больнее - но все мои котяры понимали разницу (особо бойцового и часто подвергавшегося мучительным процедурам по обработке ран кота я приучила требовать после лечения вознаграждения, он стоически выносил издевательства и нёсся к холодильнику :) Прекрасные фильмы об умных животных (особенно ВВС) утвердили меня в моем мнении.
Но близкое общение с животными привело меня ещё к одному странному выводу. Я все больше убеждаюсь, что животные способны прочитать наши мысли и/или эмоции. Причём не только по внешним проявлениям.
Ну ладно, то, что стоит мне подумать об обеде, как кот несётся на кухню, можно объяснить тем, что он очень хорошо меня знает :)
Но были и более странные истории. Наиболее характерные из них связаны с собаками.
Мои отношения с собаками противоречивы.
С одной стороны, собачий - это, вероятно, первый язык, который я выучила. Моя дневная кроватка, в которой я росла (манежей тогда просто не было) стояла в нашем саду в Ташкенте так, что наш дворовый пёс Дружок (которого я называла Жока - это имя за ним и закрепилось) мог подойти и поставить лапы на перильца (дальше не пускала привязь). Кроватка была заплетена сверху, сад огорожен, мы с Жокой - спокойны, так что нас часто оставляли подолгу наедине и у нас возникла нежнейшая дружба. Если я плакала (что бывало редко), Жока истошно лаял и звал на помощь. Когда меня выпустили на волю, то при первой возможности я ломанулась к Жокиной миске и поела из неё :)) Жока был смущён (вроде, так у людей не принято) и рад.
Так что собак я люблю и обычно они мне отвечают взаимностью (хозяева даже ревнуют). Любовь эта проявляется иногда забавно. Например, у соседей по старой даче было две болонкообразные собаки, одна из которых мне в прямом смысле слова не давала прохода. К нам она не ходила , но стоило мне пересечь границу участка, которую она чётко знала (хотя заборов не было), она с истошным визгом (как будто её пытают) бросалась мне навстречу и требовала дань - поласкать её. Приходилось минут пять гладить два подставленных живота (вторая псина тут же присоединялась), потом меня пропускали. Что характерно, материального компонента в этой любви не было, я тогда почти не ела мяса (из лени за ним мотаться и стоять в очереди и диетологических соображений) и ни разу их не подкармливала.
Наиболее экстремально проявила симпатии незнакомая боксёрша. Сижу себе, жду электрички - вдруг на меня несётся крупная псина, тыкается мне в лицо и ... лижет своим шершавым языком. Знай я хуже собачий, могла насмерть испугаться, но я была уверенна в её дружелюбных намерениях и даже не предприняла попытки защититься.
С другой стороны, я, как любой любитель длинных пеших, лыжных и, особенно, велосипедных прогулок по сельской местности, много раз попадала в весьма неприятные и объективно опасные ситуации со стаями собак. Если я на велосипеде на хорошем асфальте, а собаки ещё достаточно далеко, я включаю максимальную передачу и жму на педали. В остальных случая останавливаюсь и пытаюсь договориться. Пока удавалось :) Наличие спутника ситуацию обычно только усложняет - надо ещё и его успокаивать, ведь нормальные люди в такой ситуации пугаются, а собакам нельзя показывать страх.
Опишу две наиболее странные истории, которые плохо укладываются в мои старые представления об общении с собаками.
Первая история произошла недавно. У нас были странные соседи, которые в центре нашего недостроенного коттеджного посёлка занимались разведением коров (сейчас, к счастью, они продали участок и переехали радовать соседей в деревню рядом, где тоже большинство населения - дачники, но где они хоть формально имеют право держать коров). У этих соседей кормилась стая агрессивных полудиких собак, которые терроризировали прохожих, люди старались обойти это место. Но мы обойти не можем, так что пришлось с этими собаками выяснять отношения и объяснять им, кто здесь главный (с нормальными сельскими собакам это обычно сделать не так и сложно, всерьёз я боюсь городских - среди них много полных психов). Максимальное оружие, которое я при этом применяла - камни (которые я бросала не прицельно) и палка (обычно - совсем бутафорская), которой я просто махала. Но в основном я ограничивалась словами, так что физического ущерба собаки я не нанесла, но лаять на нас с мужем не смели.
Состав стаи менялся и процедуру иногда приходилась повторять для новичков. Так что когда меня нагло облаяла сзади метров с 20 какая-то новая соседская псина, я собралась объяснить ей, что она не права, и показать, кто есть кто. Сделать я это собиралась словами - но доходчиво, чтобы всё поняла и больше не приставала. Приняв такое решение, я начала оборачиваться. Я не успела обернуться, не сделала никаких жестов, не успела открыть рот - как вдруг собака завизжала и заскулила, как ошпаренная и, поджав хвост, прижалась к земле. Её поза и скулёж легко переводились так: "Ой, простите, Госпожа, я ошиблась! Я больше никогда не буду! Я знаю своё место ..." Вся моя решимость разобраться ещё никак не проявилась внешне, но собака её явно как-то почуяла, и поверила, что я - крутая альфа и сейчас ей будет очень плохо, она всерьёз испугалась. Получается, что она прочитала именно мою уверенность, что я - сильнее, и намерение это продемонстрировать (а то, что делать я это собиралась вербально, она, бедняга, не уловила :). Я спокойно сказала ей больше так себя не вести и убираться вон - что она с радостью сделала.
Вторая история произошла в разгар перестройки в Кисловодске. Я тогда взялась сделать программное обеспечение для бухгалтерии тамошнего молокозавода и жила на его территории (в центре города), по ночам работала на компе (мне его поставили в комнате), а днем гуляла по окрестностям. Погода была чудесная - чуть ниже нуля, белый снег, солнце, горы, так что бродила подолгу и с наслаждением. Как то я оказалась в полном одиночестве очень далеко от города (за горой, на которую ведёт канатка), начинало темнеть и я решила сократить путь - сошла с серпантина автомобильной дороги на тропинку, которая, вроде, шла напрямик. Вскоре я пожалела об этом - тропинка распалась на отдельные цепочки следов - в основном к маленьким пустым зимой "дачкам" и у меня совсем не было уверенности, что хоть одна из них выведет снова не дорогу, а снег был глубокий. Но время поджимало и я шла вперёд в выбранном направлении. Мне было очень неуютно, наверное, я мысленно подавала сигнал SOS. Вдруг рядом нарисовался кобель - не очень крупный (типа лайки), но сильный, матёрый, свирепого вида, морда в шрамах, один глаз выбит. Он внимательно осмотрел меня и пошёл передо мной, время от времени оглядываясь и поджидая, пока я подойду поближе (по снегу он передвигался много лучше меня). На развилках дорогу выбирал он. В одном месте он свернул на тропку из собачьих следов и явно звал меня туда, но я не свернула - тогда он вернулся назад на тропинку. Иногда он оказывался совсем близко, шёл, как по команде "К ноге!". Мне в его компании было хорошо и спокойно. Наконец, мы вышли на дорогу недалеко от канатки. Я собиралась отблагодарить своего спасителя (у меня с собой было полбуханки хлеба и большой кусок сыра), но он не потребовал платы и гордо, не оборачиваясь, побежал от меня по дороге. Я позвала его, кинула ему большой кусок хлеба. Он, держась безопасной дистанции, съел его, потом ещё кусок - и умял всё. Пёс вёл себя с достоинством, не клянчил следующий кусок - хотя явно был очень голоден. Я тоже проголодалась, так что сыр я поделила пополам и отдала ему половину - сыр он взял из рук :). И мы расстались - он потрусил по дороге вниз (назад), а я вверх, к канатке (под ней была короткий пеший спуск в городской парк). Если бы дело было в Москве, я бы пригасила этого пса жить со мной (несмотря на его далеко не гламурную внешность), он вызвал во мне глубокое уважение. Настоящий горский мужчина из старых легенд :)