1
Вы спрашиваете, в чём состоит ваш долг перед вашими детьми. И я отвечаю вам.
Долг всякого взрослого человека перед детьми заключается в исполнении по отношению к ним Воли Бога.
Как по отношению ко всем людям, ко всем существам, к самим себе мы должны исполнять Волю Бога, точно так же и по отношению к своим детям. Здесь никакой разницы нет. Дети не являются какими-то особенными, исключительными существами по сравнению с кем бы то ни было, они такие же люди, как и все.
Воля же Бога, а значит и наш долг может выражаться по отношению к детям в совершенно разных формах: в одном случае мы должны быть с детьми неотлучно; в другом случае — должны оставить их на время; в третьем — изредка встречаться, а в четвёртом — оставить навсегда. Это уж зависит от всей нашей судьбы и её предназначения.
Если человек женился своевольно, не послушавшись Бога, потом родил детей, не послушавшись Бога, потом обнаружил и осознал, что не имеет возможности проявлять по отношению к ним Волю Бога, а значит преграждает Ей путь, задерживает или искажает Её, и раскаялся во всём том, чтó привело к рождению детей, то ему нужно понять, что ради блага детей он должен уйти из их жизни.
Если человек заранее воспитан Богом, очищен для беспрепятственного проведения Его Воли ко всем существам, и по Воле Бога родил детей, то уходить от этих детей для него — значит уносить от них Бога и бросать их на произвол тех людей, через которых Бог к ним должным образом проявиться не сможет.
Обстановка во многих семьях ужасна. Когда в доме постоянно царят скандалы, драки, явная или скрытая вражда, ссоры, крики, ругань, фамильярность, базарное или интеллигентное хамство, это говорит о том, что детей просто изничтожают, и для того, чтобы в доме наступила тишина, кому-то из родителей нужно уйти.
Все прекрасно знают, что развод лучше, чем сумасшедший дом, что одна воля в доме лучше, чем две враждебные, что лучше вообще не трогать ребёнка, чем тянуть его в разные стороны, а тем более пользоваться им как средством коварного воздействия друг на друга.
Вóт почему всем своевольно вступившим в брак сказано: «Если хочешь идти за Мною, то есть начать разумную, благотворную, Божественную жизнь, оставь жену и детей, которыми ты обзавёлся не по Моей Воле». — Разумеется, детям будет несладко, но им, по крайней мере, будет не так горько, не так страшно и не так противно, они, по крайней мере, не будут видеть ненависть родных ему людей друг к другу. Они поплачут, поскулят, повянут, перемучаются и успокоются. В противном же случае они сделаются нервно или душевно больными и глубоко ненавидящими своих родителей.
Мы же знаем, что нормальный человек не позволяет смотреть своим детям фильмы ужасов. Так вот таким же нормальным человеком является и тот, кто уходит из своей неудавшейся семьи для того, чтобы эти ужасы дети не видели каждый день в своём доме.
2
— Тогда остаётся только материальный долг перед детьми ?
— Нет, остаётся не только материальный долг, но и моральный, то есть молитвенный долг, нужно молиться за оставленных детей и покорно терпеть те душевные муки, которые время от времени будут обрушиваться на вас во искупление тех ваших (да и не только ваших) своевольных поступков, в результате которых родились эти дети. Ведь оставленные дети — это вечная, незаживающая рана. Молясь, нужно говорить: «Господи, помилуй и сохрани несчастных детей Твоих ради Имени Твоего и пошли им того человека, через которого будет проявляться Воля Твоя по отношению к ним, чтобы они имели всё то, чтó Ты хочешь им дать». — А материальный долг без молитвенного — это, как правило, откупщина, когда от детей просто откупаются всевозможными денежными пособиями или вещевыми подарками.
3
— Скажите пожалуйста, какой Божественный план правильного развития человека, его правильной жизни: человек должен сначала вырастить и воспитать детей до определённого возраста и только потом начать духовную жизнь и отдаться приближению к Богу; или же он сначала должен отдаться духовной жизни и только соединившись с Богом вступать в брак; или же он должен совмещать своё духовное развитие с семейной жизнью и воспитанием детей ?
— Если вы говорите о расписании жизни, которое установлено индусской традицией, то надо полагать, что индусская традиция установила такой порядок по причине эпидемий аскетизма. Эпидемии аскетизма возникают в те периоды развитых цивилизаций, когда общество настолько пресыщается всевозможной телесной и духовной пищей, что это пресыщение полностью отдаляет и отгораживает людей от Бога. Для того, чтобы спастись от последствий такого пресыщения, а также от ловушек, капканов и соблазнов лёгкой и пресыщенной жизни, человек должен буквально броситься в другую крайность — в крайность аскетизма. Если он в неё не бросится, он спастись не может. Аскетизм в данном случае является лечением от уродств цивилизованной жизни: телесно-духовного обжорства и излишеств, которым все цивилизации, ни у кого не спрашивая согласия, задавливают всех её обитателей. И начинаются повальные эпидемии аскетической жизни, которые затягивают многих людей в той или иной степени. И государство, видя такое положение, выдвигает законы, запрещающие отдаваться аскетизму до тех пор, пока человек не исполнит своего долга перед продолжением рода. Почему государство этим озабочено ? Потому что государству нужны рабы и солдаты, обеспечивающие и защищающие государство. А аскеты не производят ни солдат, ни рабов, они вообще никого и ничего не производят, они, осознав или почувствовав неверное направление общей жизни, хотят спасти душу ради верного направления, ради добрых отношений с Совестью, Богом, Вечностью, Братством, Царством Божиим. Их не интересуют вопросы государства, этой шайки разбойников, которая устроила здесь на Земле свою жизнь, далёкую от Божественных Планов, и которой нужны средства поддержания этой своей жизни — солдаты и рабы. И вот она — эта шайка — выдвигает Именем Бога(!) вот такое расписание: сначала отдай долг продолжению рода, то есть вырасти детей, а потом иди и делай чтó хочешь, хоть проваливайся в пропасть аскетизма, хоть в любую другую пропасть, душа твоя нас не волнует, мы озабочены лишь появлением нового поколения пушечного мяса и рабской силы. Вóт в чём тут дело.
Поэтому, если человек женился по расписанию государства, или по своевольным мечтаниям, или от животной похоти, или от младенческих лишений, или по стадному инстинкту, или по юношеской глупости, или от беспризорности, то он очень скоро увидит, что семья, дети, заботы станут преградой не то что даже на пути его ”духовного развития”, потому что много чего можно вкладывать в эти слова — ”духовное развитие”», — а преградой на пути к Смыслу его жизни, к его предназначению, то есть, служа семье, детям, а значит государству, он будет чувствовать бессмыслие своей жизни. Ведь тысячи людей служат своим семьям и своим государствам и при этом пьют, наркотизируются, ссорятся, дерутся, бесятся, плачут, рыдают, заболевают, сходят с ума, самоубиваются, убивают, ибо чувствуют, что то, чтó, якобы, так важно для всех, никому на самом деле не нужно. А комý это — никому, комý это оно не нужно ? Да Богу оно не нужно. Ведь нужность любого дела чувствуется нами только в той степени, в какой оно нужно Богу, живущему в нас, и если какое-то дело Ему не нужно, то весь мир не докажет нам нужности этого дела. А Богу нужны не дети, не семья, не жёны, не мужья, не государство, не общество, не род человеческий, — Ему нужна только Его Воля, в Которой заключён Смысл и Благо всего сущего. И потому если человек что-то делает не по Божьей Воле, он неизбежно чувствует в своей душе ненужность всего, что́ он делает, эту знаменитую суету сует, то есть бессмысленность любого дела, чего бы оно ни касалось, даже самого, казалось бы, святого — детей. Вóт почему и миллионы детей чувствовали и чувствуют свою ненужность родителям. Ибо ища́ спасения друг в друге, спасения не найдёшь.
Всякое растение, которое не Отец Небесный насадил, искоренится. — Матф.15,13.
Плодородное множество нечестивых не принесёт пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания; и хотя на время позеленеют в ветвях, но, не имея твёрдости, поколеблются от ветра и порывом ветров искоренятся. — Прем.4,4.
То есть истинная жизнь всё равно убьёт этих детей, потому что они есть прелюбодейные отрасли. А чтó значит прелюбодейные ? Это значит, что они рождены от совокупления человека не с Волей Бога, а со своей собственной волей (или с волей мира сего, чтó одно и то же).
Так чтó ж вы хотите ? Это жестоко ? Согласен. Это безжалостно, бессердечно, беспощадно ? Не спорю. Вам жалко, а мне не жалко ? Богу не жалко ? Вы — само милосердие, а Он — сама жестокость ? Так когó будем жалеть: себя или Бога, продукт мировой лжи или Истину, свои естественные переживания, в которых нет никакой заслуги, или Вечную Жизнь, Которую мы потóм не раз поблагодарим за то, что Она не обратила внимания на наши естественные переживания и сделала так, кáк нужно для Блага всех ? Выбирайте, когó жалеть: хотите — жалейте себя, но вы будете одиноки в этой жалости, вас не поддержат Вечные Законы, вас не одобрит Вечный Дух.
Если родитель, боясь потерять материально-духовные выгоды, мучит свою душу бессмыслием жизни, он и ребёнка научает делать то же самое со своей душой, ибо дети всё делают по образцу.
Если родитель, преодолев ложный стыд и страх одиночества, не обращая внимания на выгоды, лишения и неудобства, терпит всё, только бы служить Смыслу своей жизни, то и ребёнок вырастет таким человеком, человеком, превыше всего ценящим Смысл своей жизни.
Писание величайшим, ярчайшим, жесточайшим примером учит нас истинному отношению к детям. Вы помните, как Бог сказал Аврааму принести Исаака в жертву. В жертву комý, чемý, спрашивается ? В жертву Смыслу жизни Авраама. Смыслом жизни Авраама был не ребёнок, Смыслом жизни Авраама был Бог. И увидел Бог, что Авраам любит Смысл своей жизни больше, нежели дитя, данное ему Этим Смыслом, и соделал Бог это дитя частью Смысла жизни Авраама. — Так любой предмет нашего бытия Бог может сделать частью Смысла нашей жизни, если этот предмет мы не предпочтём Смыслу, а поставим его в своём сознании и поведении в подчинённое Смыслу положение.
А кто идёт и приносит Смысл своей жизни в жертву ребёнку, тот лишает Смысла жизни и себя и ребёнка. Ибо это то же самое, что бояться оставить ребёнка для того, чтобы пойти и принести ему воды. Боясь его оставить, мы не идём за водой и он умирает от жажды. Оставляя его, рискуя, но веря в Смысл Бытия, мы спасаем и себя и его. Поэтому разберитесь, кого вы на самом деле жалеете вашей ложной жалостью: себя или ребёнка.
4
Дети подобны ветвям на древе: мы для них — ствол, а они — ветви на нём. Мы, в свою очередь, являемся ветвями предыдущих стволов, и всё наше дерево питается соками, идущими от корней. Но гдé наши корни ? Ктó они ? Кáк они называются ? Чтó от них идёт к нам, чéм они нас питают ?
Если мы выросли на древе цивилизованного государства, то должны понимать, что мы питались ядом, ибо цивилизованное государство — ядовитое дерево. Посмотрите, чтó оно производит на Земле: оно узаконивает рабство, угнетает братство, отравляет землю, строит тюрьмы, калечит ду́ши, уродует тела́, развращает сердцá и умы, уничтожает и мучает животных, растения, почву, воду, воздух, свет, извращает общее направление жизни. Это всё творят согласно или враждебно взаимодействующие цивилизованные государства. И вот дети вырастают на этом древе. Мы тоже были детьми и тоже росли на этом древе. Мы росли и ждали от этого древа хороших, добрых, чистых, светлых, благих плодов, то есть мы верили цивилизации, надеялись на государство, мы думали, что благодаря им будем такими, какими должны быть для нашего личного и общего счастья, какими нас приятно и полезно будет видеть всегда и всем. И чего мы дождались ? Мы дождались только того, что нас никому не приятно и уж тем более не полезно видеть, с нами противно и вредно общаться, с нами невозможно делать благое дело, на нас нельзя положиться, мы сами на себя не можем положиться, мы можем только вредить, растлевать, предавать, подводить и губить всё, с че́м соприкасаемся. А почему ? Да потому что мы отравлены, больны, изуродованы. И чтó делать ? Как ни в чём не бывало вступать в брак и в этом состоянии рождать детей ? И чéм же мы будем питать наши веточки ? Конечно же, тем, чем питались и питаемся мы сами, соки всё время идут, яды продолжают циркулировать, и наши дети будут питаться той же гадостью и заразой, какой питались и питаемся мы, теми же помоями лицемерия, с помощью которого мы, будучи больны, прикидываемся здоровыми, будучи трусливы, изображаем смелость, будучи нечестны́, учим правдивости, испытывая угрызения Совести, осуждаем других.
Какой же выход ? Гдé спасение из этого порочного круга ?
Только в том, чтобы закричать: «Господи, умоляю Тебя, спаси меня ! Отрежь ветвь моей жизни от этой гибельной коряги — цивилизованного государства и привей душу мою к виноградной лозе Твоей Любви и Правды, чтобы во мне беспрепятственно текли соки вечной жизни !» — Вóт гдé выход. Тогда уже деточки-веточки, которые из меня вылезут, будут питаться Твоим, Господи, благословенным соком, а не той заразой, какой питали меня. Вóт кáк это делается. Вóт гдé Смысл отречения от всего того, чтó не Отец Небесный насадил.
5
— А кáк быть тому, кто уже родил детей и только потом осознал тлетворность того, чтó идёт от него к ним, — мóжет ли он совместить своё очищение с воспитанием не по Воле Бога рождённых детей ?
— Я ни от кого не слыхал опыта такого жития и сам такого опыта не имею, но уверен, что такого опыта быть не может. Ибо дети, рождённые не по Воле Бога, есть дети мира сего, и сделать их на ходу детьми Бога невозможно так же, как сделать детей, рождённых от одной женщины, детьми другой. Вы же понимаете, что быть детьми Бога намного тяжелее, чем быть детьми мира сего, ибо требования Бога настолько строги и тонки, что всякий, кто только имеет возможность увильнуть от них, увильнёт. Ребёнок, с рождения привыкший к мирскому образу мыслей, слов и поведения, не может без целой вереницы своих собственных бед, разочарований, прозрения и сознательных усилий принять Божественный образ мыслей, слов и поведения. Восприняв первыми яды безалаберного цивилизованного поведения и видя, что этими ядами и этим поведением можно как-то жить или существовать, он никогда не поверит, что они есть смерть, не поверит до тех пор, пока не проверит их, то есть не отравится ими сам и не отравит ими других.
В том-то и горе этого земного бытия, что форм жизни множество и жить, то есть животно-растительно существовать, можно по-всякому. Но форма принесения плодов для Вечности — всегда была, есть и будет одна, одна-единственная. И только когда человек увидит, что при всех своих усилиях он не может произвести чистого и полезного плода для Вечности, что все вырабатываемые им плоды отравлены и вредны и он не может больше выносить сознания их отравленности и вредности, он перейдёт к той единственной форме существования, при которой из него начнут прорастать плоды благотворные и чистые. Он поймёт, что цивилизованное государство — это всего лишь тленная ботва с бесконечным разнообразием форм листьев, производимых человеческим своеволием, а плоды Вечности заключаются только в послушании Богу.
Мало того, очищаться, живя вместе с детьми, невозможно потому, что духовно-нравственное очищение — это сложнейшая хирургическая операция; а когда человека оперируют, он должен находиться в лечебном учреждении, а не дома, под присмотром врача, а не рядом с женой и детьми. Любые операции происходят в специальном месте, в особых условиях, при которых с человека на время снимается ответственность за других людей, ибо какую ответственность может нести оперируемый больной ? Поэтому на это время человек расстаётся со всеми, кто может нагрузить его невыполнимыми для него обязанностями, а значит может помешать проведению операции. И это в первую очередь дети. Даже если после операции он вернётся к детям, то на время операции должен всё равно их оставить; если же он не вернётся, то тем более должен их оставить. То есть и в том и в другом случае он вынужден их оставлять.
Посмотри́те, как ради исцеления от телесных или заразных болезней люди спокойно ложатся в больницы, расставаясь и с детьми, и с друзьями, и с родственниками, и никто не считает это религиозным изуверством. А вот когда человеку не мешало бы лечь в лечебницу ради очищения своей Совести и исцеления души от ядов цивилизации, его и его врача все почитают или сумасшедшими, или преступниками, или религиозными фанатиками.
Когда человек хочет работать на каком-то важном производстве или в каком-то серьёзном учреждении, его не допускают к работе раньше, чем он пройдёт медико-психологический осмотр, собеседование и стажировку, и чем ответственней работа, тем тщательнее проверка. А вот для вступления в брак никто не требует ни проверок, ни испытаний, ни учёбы, ни стажировок, ничего, — брак не считается серьёзным делом. Во́т почему цивилизованные государства процветают, а семьи рушатся одна за другой.
Но дело ещё и в том, что пока человек будет лечиться, дети не смогут замереть в своём развитии, они будут расти, а значит чем-то питаться, а значит становиться детьми уже других людей, потому что в каждый отдельный момент жизни мы — дети того, кто́ нас в этот момент питает. Ибо чтó такое питаться или воспитываться ? Это быть чьим-то питомцем, воспитанником, вскормленником. И вот в период отсутствия родителя детей будет питать кто-то другой, и когда родитель вернётся, то увидит, что дети наши уже отвыкли от него, не воспринимают его как питателя и воспитателя, тем более, что период его отсутствия может быть очень долгим, смотря по степени тяжести его болезни.
Поэтому тут никто не знает, на какой срок он уходит. Поэтому лучше уходить навсегда и не возвращаться, ибо возвращаться к детям, которые рождены в сумасшедшем доме цивилизованного государства — это возвращаться в то же самое болото, из которого самому нужно вырваться безвозвратно. Когда дети подрастут и в своё время сами сбегут от ”благ” цивилизации, осознав себя заражёнными ею, они поймут своих родителей. Другого выхода нет.
Если вам больно от всего этого, если вам жутко, страшно и тяжело, то поблагодарите цивилизацию и государство за все те муки, какие мы терпим от рождения детей, от их искривлённого роста, незаметного отравления соблазнами и уродствами цивилизации, по́том от их оставления, потом от воспоминаний о том, как они, бедные, шатаются где-то одни, никому не нужные и чтó с ними будет и т.д. и т. п. Поблагодарите эту тысячеголовую гидру, которой плевать и на вас, и на ваших детей, и вообще на всё, — а Бог здесь ни при чём. Бог ждёт человека, чтобы человек спас хотя бы свою душу, а дети потом пусть спасают свои души. Тут ничего не поделаешь. Отступление человека от Бога есть ад, и нечего удивляться, что в этом аду кто-то от чего-то страдает, ибо страдать вдали от Бога — это значит ещё хоть как-то быть к Нему причастным. Гóре, когда вдали от Бога человек уже не страдает, — вот это уже гóре истинное.
А те, кто иного мнения, кто говорит о том, что сначала надо отдать долг детям, а потом заниматься спасением и очищением души, это люди, которые просто прикрываются детьми, как щитом, чтобы избежать необходимости менять себя, очищать себя, подчинять себя, проходить тернистый путь, избавляться от своеволия и неуправляемых похотей ради того, чтобы творить на Земле Волю Божию, а не свою собственную.