Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Штурмовой танк T14: американский ответ «Тигру»

1942 год, в некоторой степени, стал поворотным в истории вооружений Второй Мировой. Тогда на поле боя вышел немецкий «Тигр», бронирование и вооружение которого требовало абсолютно новых противодействий. И союзники срочно начали разработку новых конструкций. В частности, англичане предложили объединить усилия с американцами для работ в рамках единой концепции. Британцы инициировали работы по штурмовому танку A33 Excelsior, основанному на шасси A27 Cromwell. Одну из новинок отправили в США – где на основе испытаний были сформулированы требования к американскому аналогу.

A33 Excelsior - британское видение штурмового танка.
A33 Excelsior - британское видение штурмового танка.

Американский T14

Весной 1942 году артиллерийский комитет США одобрил работы по проекту Т14 – штурмовому танку на основе среднего M4 Sherman. Спустя два месяца эскизный проект был готов. Примерно в это время в Великобритании началось серийное производство пехотного танка «Churchill», к которому у военных был ряд претензий. Поэтому британцы ждали, что T14 сможет стать заменой «Черчилля» - более бронированной, мобильной и вооруженной. В июле 1942 года в American Locomotive Company была заказана опытная партия в две машины.

Первый прототип T14. Машину отличал большой угол наклона бронелистов, что позволяло увеличить защищенность, не выходя за рамки массы. Приведенная толщина лобовой брони корпуса превышала 120 миллиметров
Первый прототип T14. Машину отличал большой угол наклона бронелистов, что позволяло увеличить защищенность, не выходя за рамки массы. Приведенная толщина лобовой брони корпуса превышала 120 миллиметров

Конструкция новинки основывалась на максимальной унификации с «Шерманами». Даже толщина брони была аналогичной, но увеличение наклона бронелистов значительно повысила защищенность. Так, лобовой лист корпуса толщиной в 5 сантиметров, при наклоне в 60 градусов давал 127 мм приведенной толщины. Бортовые бронелисты, что необычно, были тоще – 60 миллиметров с 60-градусным наклоном. Толщина лобовой брони башни достигала 10 сантиметров с 30-градусным наклоном, а по бокам и сзади – 7,6. Ходовую часть защитили стальными экранами, толщиной в 13 миллиметров, чего было достаточно для защиты от осколков.

Над шасси были установлены 12,7-мм экраны, что обеспечивало защиту узла от осколков
Над шасси были установлены 12,7-мм экраны, что обеспечивало защиту узла от осколков

Изначально планировалась установка собственной рессорной подвески, но позже ее заменили узлом опытного танка T6 – что позволило сэкономить время и ресурсы. Она состояла из парных тележек с горизонтальными пружинами. Ширина гусениц в 654 миллиметра позволила достичь низкого удельного давления на грунт (даже ниже, чем на более легком M4 Sherman).

От "Шермана" опытному Т14 достался двигатель, основное вооружение и башня
От "Шермана" опытному Т14 достался двигатель, основное вооружение и башня

Первый прототип получил мотор Ford GAZ V8, но в компоновку корпуса был заложен потенциал для установки 12-цилиндрового мотора. 520-сильного агрегата было достаточно, что бы потяжелевший танк развивал максимальную скорость в 38 км\ч. При этом, 930 литров возимого топлива было достаточно на 160 километров пробега.

Защита, но не нападение

Несмотря на то, что бронирование T14 было внушительным, с вооружением все было по-прежнему печально. Так, башню разрабатывали под установку 75-мм орудия M3 или британской 57-мм «шестифутовки», которую устанавливали на уже упомянутый «Черчилль». Обе пушки обладали пристойными характеристиками. В частности, 75-мм орудие уверенно пробивало 76-мм брони на расстояниях до километра. Этого было достаточно для противодействия немецким Pz.Kpfw III и IV, но звания «убийцы Тигра» не оправдывало. По этой причине рассматривались варианты установки 90-мм пушки, но тесная башня не позволяла это осуществить.

Несмотря на высокую защищенность, 75-мм орудия M3 было уже недостаточно для борьбы с немецкими тяжелыми танками
Несмотря на высокую защищенность, 75-мм орудия M3 было уже недостаточно для борьбы с немецкими тяжелыми танками

С орудием был спарен 7,62-мм пулемет M1919 – такой же, как и у стрелка-радиста. В качестве зенитного использовался 12,7-мм Browning M2HB, смонтированный у башни командира.

Лишний танк

За свою недолгую историю, проект T14 шел бок о бок с трудностями. Изначально возникали сложности с доставкой необходимых комплектующих, что обуславливалась низким приоритетом проекта. В августе 1942 военные снова обратили внимание на перспективный танк, что вылилось в увеличение бюджета – спустя год был собран первый опытный образец. Испытания выявили ряд недостатков, которые устранили во втором экземпляре. Эту машину испытывали уже в Великобритании. К слову, тогда англичане уже отказались от своего «Эксельсиора». Ниже представлены издержки из британского отчета по T14:

«Из-за массы траков и расположения механизма натяжения, их регулировка очень затруднительна».
«Маска курсового пулемета является уязвимой частью лобовой детали корпуса – переделать или убрать»
«Опорные катки быстро разрушаются при движении по пересеченной местности. (…) На бездорожье часто спадают гусеницы».

Резюме было не таким категоричным: при устранении вышеперечисленных недостатков, испытание танка рекомендовали продолжить. Как бы там ни было, но именно это и погубило T14. Американцы посчитали, что доработка этого проекта по «британским лекалам» была тупиковой ветвью, и полностью переключилась на развитие своего проекта «пехотного» танка. Спустя четыре прототипа на поле боя появился танк M26 Pershing.

Идеальный для вражеского снаряда "заман" в лобовом листе стал одной из причин недовольства британской комиссии
Идеальный для вражеского снаряда "заман" в лобовом листе стал одной из причин недовольства британской комиссии

Британскую разработку ожидала та же участь: от «Эксельсиора» отказались в пользу «Черчилля», а после – и вовсе изменили концепцию применения танков. И в ней не было места штурмовым машинам.

После отказа от проекта T14, американцы пересмотрели концепцию, что привело к серии прототипов T20 - прародителя M26 Pershing
После отказа от проекта T14, американцы пересмотрели концепцию, что привело к серии прототипов T20 - прародителя M26 Pershing

Официально, проект Т14 закрыли в конце 1944 года. Хоть работы по нему были завершены намного раньше. Первый прототип был утерян, в вот тот, который испытывали англичане, сохранился и находится в запасниках Бовингтонского музея.

Спасибо за внимание! Ниже - материалы по иным попыткам американцев создать тяжелый танк:

M26 Pershing - история создания "тяжелого Шермана"

M103 - последний тяжелый танк США

Воспоминания члена экипажа M4 Sherman