1942 год, в некоторой степени, стал поворотным в истории вооружений Второй Мировой. Тогда на поле боя вышел немецкий «Тигр», бронирование и вооружение которого требовало абсолютно новых противодействий. И союзники срочно начали разработку новых конструкций. В частности, англичане предложили объединить усилия с американцами для работ в рамках единой концепции. Британцы инициировали работы по штурмовому танку A33 Excelsior, основанному на шасси A27 Cromwell. Одну из новинок отправили в США – где на основе испытаний были сформулированы требования к американскому аналогу.
Американский T14
Весной 1942 году артиллерийский комитет США одобрил работы по проекту Т14 – штурмовому танку на основе среднего M4 Sherman. Спустя два месяца эскизный проект был готов. Примерно в это время в Великобритании началось серийное производство пехотного танка «Churchill», к которому у военных был ряд претензий. Поэтому британцы ждали, что T14 сможет стать заменой «Черчилля» - более бронированной, мобильной и вооруженной. В июле 1942 года в American Locomotive Company была заказана опытная партия в две машины.
Конструкция новинки основывалась на максимальной унификации с «Шерманами». Даже толщина брони была аналогичной, но увеличение наклона бронелистов значительно повысила защищенность. Так, лобовой лист корпуса толщиной в 5 сантиметров, при наклоне в 60 градусов давал 127 мм приведенной толщины. Бортовые бронелисты, что необычно, были тоще – 60 миллиметров с 60-градусным наклоном. Толщина лобовой брони башни достигала 10 сантиметров с 30-градусным наклоном, а по бокам и сзади – 7,6. Ходовую часть защитили стальными экранами, толщиной в 13 миллиметров, чего было достаточно для защиты от осколков.
Изначально планировалась установка собственной рессорной подвески, но позже ее заменили узлом опытного танка T6 – что позволило сэкономить время и ресурсы. Она состояла из парных тележек с горизонтальными пружинами. Ширина гусениц в 654 миллиметра позволила достичь низкого удельного давления на грунт (даже ниже, чем на более легком M4 Sherman).
Первый прототип получил мотор Ford GAZ V8, но в компоновку корпуса был заложен потенциал для установки 12-цилиндрового мотора. 520-сильного агрегата было достаточно, что бы потяжелевший танк развивал максимальную скорость в 38 км\ч. При этом, 930 литров возимого топлива было достаточно на 160 километров пробега.
Защита, но не нападение
Несмотря на то, что бронирование T14 было внушительным, с вооружением все было по-прежнему печально. Так, башню разрабатывали под установку 75-мм орудия M3 или британской 57-мм «шестифутовки», которую устанавливали на уже упомянутый «Черчилль». Обе пушки обладали пристойными характеристиками. В частности, 75-мм орудие уверенно пробивало 76-мм брони на расстояниях до километра. Этого было достаточно для противодействия немецким Pz.Kpfw III и IV, но звания «убийцы Тигра» не оправдывало. По этой причине рассматривались варианты установки 90-мм пушки, но тесная башня не позволяла это осуществить.
С орудием был спарен 7,62-мм пулемет M1919 – такой же, как и у стрелка-радиста. В качестве зенитного использовался 12,7-мм Browning M2HB, смонтированный у башни командира.
Лишний танк
За свою недолгую историю, проект T14 шел бок о бок с трудностями. Изначально возникали сложности с доставкой необходимых комплектующих, что обуславливалась низким приоритетом проекта. В августе 1942 военные снова обратили внимание на перспективный танк, что вылилось в увеличение бюджета – спустя год был собран первый опытный образец. Испытания выявили ряд недостатков, которые устранили во втором экземпляре. Эту машину испытывали уже в Великобритании. К слову, тогда англичане уже отказались от своего «Эксельсиора». Ниже представлены издержки из британского отчета по T14:
«Из-за массы траков и расположения механизма натяжения, их регулировка очень затруднительна».
«Маска курсового пулемета является уязвимой частью лобовой детали корпуса – переделать или убрать»
«Опорные катки быстро разрушаются при движении по пересеченной местности. (…) На бездорожье часто спадают гусеницы».
Резюме было не таким категоричным: при устранении вышеперечисленных недостатков, испытание танка рекомендовали продолжить. Как бы там ни было, но именно это и погубило T14. Американцы посчитали, что доработка этого проекта по «британским лекалам» была тупиковой ветвью, и полностью переключилась на развитие своего проекта «пехотного» танка. Спустя четыре прототипа на поле боя появился танк M26 Pershing.
Британскую разработку ожидала та же участь: от «Эксельсиора» отказались в пользу «Черчилля», а после – и вовсе изменили концепцию применения танков. И в ней не было места штурмовым машинам.
Официально, проект Т14 закрыли в конце 1944 года. Хоть работы по нему были завершены намного раньше. Первый прототип был утерян, в вот тот, который испытывали англичане, сохранился и находится в запасниках Бовингтонского музея.
Спасибо за внимание! Ниже - материалы по иным попыткам американцев создать тяжелый танк: