Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров и интеллектуально развит? Сегодняшний мир насыщен стрессами, экологическими проблемами и интенсивным жизненным ритмом. Как при всех наших нагрузках, семейных переживаниях и финансовых неурядицах дать детям не только отличное образование, но и радость общения, тонкое эмоциональное восприятие красоты природы и классического искусства? Как сохранить их физическое и психологическое здоровье в бесконечной гонке за временем, деньгами, карьерой? Такая возможность существует! Чем в более раннем возрасте вы приобщите ребенка к программе, о которой мы хотим вам рассказать, тем более потрясающих результатов вы добьетесь в его здоровье и развитии. Но и в любом возрасте можно наверстать упущенное.
Многочисленные исследования подтвердили влияние классической музыки на здоровье и интеллект вашего ребенка. Классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.
В середине ХХ века во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и отоларинголог А.Томатис предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По исследованиям Томатиса тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano» (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга. В результате он ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся умнее.
Не только музыка Моцарта обладает целительным и развивающим воздействием на человека. Целый ряд классических музыкальных произведений очень положительно сказывается на здоровье человека, формирует отличные физиологические параметры головного мозга, что обеспечивает оптимальные условия развития интеллекта, в том числе и когда интеллектуальные функции подавлены. Целый ряд научных исследований доказал, что слушание определенной классической музыки усиливает нашу мозговую активность. Послушав определенные произведения, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют бесспорное повышение интеллекта. Из таких исследований были сделаны выводы в отношении воспитания и лечения детей. Кроме А.Томатиса, эта идея разрабатывалась нейробиологом Гордоном Шоу из Калифорнийского университета (США) и его аспирантом Ленг во время первых попыток моделировать работу мозга на компьютере. В результате многочисленных экспериментов с больными и здоровыми людьми исследователи высказали предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными сетями, слушание определенной классической музыки может вызвать длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности, помочь справиться с ее нарушением, стимулировать мозговую активность практически на всю жизнь. В Центре Здоровья «Искусство Жизни» специалистами-медиками и профессионалом-музыковедом создана программа оздоровления и развития детей, которая за четыре года дала результаты, превосходящие все ожидания. Дети, участвующие в занятиях, намного реже болеют. Их школьные успехи и поведение в классе значительно улучшилось. Самое удивительное, что доброта, послушание, внимание и другие положительные качества детей отмечены и учителями, и родителями.
Очень часто нам задают вопрос о том, что подразумевается под названием «классическая медитативная музыка». Занятия проводятся таким образом, что дети могут не только услышать музыкальные произведения и узнать историю их сочинения, значение, отражение жизненных процессов в музыке, но и научиться переживать услышанное. Каждый урок – это настоящий спектакль, а участники его – каждый из присутствующих. Дети учатся выражать практически свои переживания через рисунок, танец, сочинение сказки и другие формы творчества. Каждый музыкальный фрагмент обязательно накладывается на настоящий жизненный опыт ребенка и идет совместное проживание и обучение сочувствию, помощи и преодолению жизненных ситуаций, обучение радости и творчеству.
Таким образом, классическая музыка, специально подобранная для разных жизненных моментов, помогает каждому человеку острее воспринимать себя и окружающий мир, а ребенку гармонично развивать свои дарования, интеллект и душевные качества. И взрослые и дети демонстрируют удивительные результаты восстановления здоровья и профилактики заболеваний после участия в специальной программе медитативной классической музыки. Пожалуй, на сегодняшний день, это самый эффективный и безвредный метод, дающий интеллектуальное, физическое и творческое оздоровление и развитие ребенка.