Найти тему
Анна Миславская

Хрупкое очарование дымковской игрушки

Недалеко от Вятки в слободе Дымково из покон веков делали глиняные свистульки к весеннему празднику Свистунья. Промысел возник в 15-16 вв. и считается старейшим глиняным промыслом России.
Изготовление глиняных игрушек  было всегда чисто женским занятием. Сначала добывали глину, перетирали ее с песком и мелом, а потом с осени по весну занимались лепкой, сушкой, обжигом и росписью. Именно поэтому и назвали слободу Дымково от слова "дым", который был виден далеко в округе.
Праздник Свистунья отмечался после Пасхи на четвертую субботу, и был приурочен к поминовению Хлыновского побоища, когда жители Вятки по ошибке сражались с устюжанами, пришедшими им на помощь. На празднике были и ярмарочные торги, где местное население с радостью скупало дымковские свистульки.
Промысел процветал, складывались целые династии мастериц, в 19 веке в Дымково насчитывалось до 50 семей игрушечников! У каждой семьи были свои хитрости, но неизменным оставались сюжеты фигурок: животные, люди, птицы и геометрическая яркая роспись на белом фоне.

Расписывают игрушку, как и раньше, темперными красками, лаками не покрывают. Раньше в краску добавляли яйцо и квас, вместо кисточек использовали перья и палочки. Может поэтому старинная роспись кажется немного грубой. Конечно, сейчас используют колонковые кисти.

-2

Каждая игрушка создавалась и создается только одним мастером! Каждая игрушка уникальна - вы не встретите двух одинаковых!

-3

В работе используется специальная местная ярко-красная глина с добавлением мелкого речного песка. Фигурки лепят частями, все швы замазывают, благодаря чему создается впечатление цельности композиции. Потом игрушку просушивают и обжигают. Далее грунтуют белой темперой в 2-3 слоя и уже после полного высыхания грунта, расписывают. При необходимости игрушку украшают золотой листовой поталью.

-4

Но всей этой яркости и красоты могло бы не быть, если бы не два человека: Мезрина Анна Афанасьевна  (последняя мастерица в слободе!) и Деньшин Алексей Иванович - художник, занимавшийся популяризацией дымковской игрушки и написавший о промысле несколько книг и статей.

С началом двадцатого столетия интерес к игрушке стал угасать, мастера переставали заниматься промыслом, ища более прибыльные варианты. Например, многие переключились на создание изделий из гипса, которые были и дешевле, и проще в изготовлении, и пользовались большим спросом у населения.
В какой-то момент в слободе осталась только одна мастерица -Анна Афанасьевна,- которая продолжала делать дымковские игрушки.
В общем-то, промысел мог угаснуть окончательно, если бы не встреча Деньшина и Мезриной. Художник очень заинтересовался дымковской игрушкой, стал зарисовывать орнаменты, узнавать у мастерицы особенности изготовления, издавать альбомы и книги, посвященные промыслу.

-5

Благодаря вновь возникшему интересу к игрушке, Мезрина уговорила двух своих дочерей и подруг вновь взяться за забытое ремесло. Так удалось спасти умирающий промысел, была организована артель "Вятская игрушка".

-6

Если вы думаете, что современный промысел - это огромная фабрика, то вы ошибаетесь. Как и 100 лет назад каждая игрушка лепится в ручную, никаких станков и промышленной росписи, и в творческом объединении трудятся всего 20 мастериц! Сейчас производство перенесено полностью в Вятку. В здании есть небольшой музей игрушки, классы для творческий занятий для детей и взрослых.

-7

Я не даром назвала пост "Хрупкое очарование дымковской игрушки" - оно и правда хрупкое и в прямом и переносном смысле. Только вдумайтесь - всего 20 человек делают игрушки для всей страны! Не станет этих мастериц, и промысел канет в Лету! Именно поэтому очень важно сохранить и передать дальше тайны мастерства.

-8

Конечно, мастерицы стараются обучить новое поколение, но возможности ограничены - одна художница берет 2-3 учениц, а срок обучения достаточно большой - мастера говорят, чтобы вырастить достойную замену уходит не меньше 5 лет! Но нет гарантий, что ученицы не прервут свое обучение - причин для этого много: небольшая оплата, тяжелый труд, да может просто через некоторое время понять, что не твое, замужество, дети... - причин много! Порой возьмет мастерица 3 учениц, проучит их 2 года, а они все через 2 года уйдут! Время потрачено в пустую...

-9

Каждую игрушку утверждают на комиссии, если не соблюдены каноны, игрушка не поступает в продажу и ее уничтожают. А комиссия отбирает игрушки достаточно строго, стараясь сохранить традиции ремесла.
Не все готовы выдержать такой прессинг, некоторые уходят "на вольные хлеба" и начинают делать игрушки самостоятельно. Не имея возможности советоваться с более опытными мастерицами, достаточно быстро такие вольные художники отступают от канонов. Поэтому, если вы действительно хотите привести "ту самую" дымковскую игрушку, обращайтесь в объединение или ищите товар в официальных магазинах.

-10

Как я сказала выше, у объединения есть возможность проводить творческие мастер-классы и обучение детей. Например, эти птички лепили дети городского летнего лагеря.

-11

Нам также удалось заглянуть в сами мастерские и пообщаться с мастерицами. Как видите обстановка почти домашняя.

-12

Так на окне и стульях сохнут будущие игрушки.

-13
-14

Каждая мастерица в месяц изготавиливает 30-40 игрушек. Первую половину месяца игрушки лепят, вторую половину месяца - расписывают.

-15

Руководство старается постоянно улучшить уровень мастерства: работы художниц отправляют на всевозможные выставки, регулярно проводится обучение, ведется исследовательская работа.
Достаточно трудная задача стоит перед объедением: заработать деньги, но при этом сохранить уникальность игрушки. Каждый мастер - член Союза художников, это не штамповочный китайский цех, и грань между творчеством и ремеслом достаточно тонка.

-16

При объединении есть небольшой сувенирный магазин. Я купила там себе небольшой подарочек- гуся. Очень хочется пожелать "Дымковской игрушке" процветания  и расширения. Не хочется, чтобы повторилась история, и промысел погиб.

-17