В последние дни экономическая жизнь в России неожиданно забурлила. После появления новостей о новых санкциях США и ряда громких заявлений российского правительства курс рубля снижался в течение нескольких дней подряд. «Телеграф» восстановил хронику событий и собрал комментарии экспертов, которые объяснили, что это было и что еще будет.
Газета «Коммерсант» сумела получить текст законопроекта об ужесточении санкций против России, который подготовили американские сенаторы. Меры вводятся в качестве наказания за отравление экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля в Великобритании. Среди прочего авторы предлагают запретить семи российским банкам, связанным с государством, долларовые расчеты через корреспондентские счета в банках США. Кроме того, сенаторы хотят запретить инвесторам покупать российские долговые бумаги. В результате санкционных новостей рубль упал к доллару почти на 7% всего за три дня. Такого резкого падения не было с момента девальвации 2014 года.
«Для России это не первые санкции и, возможно, не последние: за прошедшие годы экономика страны и бизнес уже успели адаптироваться к новым условиям, поэтому новые ограничения не станут неожиданностью. Кроме того, все это время правительство не сидело сложа руки, а накапливало резервы ФНБ, избавлялось от американских гособлигаций и наращивало запасы физического золота. В правительстве не скрывают, что санкции в отношении российского госдолга будут неприятными, но не смертельными. Занимать будут внутри страны, вся надежда на отечественных инвесторов».
Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»
«Если по самому жесткому сценарию (с введением в США новых санкций), рубль опустится до 70-75 и вряд ли вернется обратно. Но фундаментально нет причин для того, чтобы экономика РФ ушла в ступор».
Кайл Шостак, портфельный управляющий Principal Investors
«Не исключено, что с учетом доминирования госбанков на российском банковском рынке, руководству страны придется прибегнуть к экстраординарным мерам. Например, замораживанию вкладов в иностранной валюте или их конвертации по принудительному невыгодному для вкладчиков курсу, по примеру того, как это произошло в Аргентине».
Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ
Первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов допустил отказ от доллара при торговле нефтью. Госчиновник столь высокого ранга впервые заявил о том, что доллар является рискованным финансовым инструментом, и что Россия может начать экспортировать нефть с расчетами в других валютах.
«Фондовый рынок, конечно, реагирует на вербальные интервенции, но в целом они не работают. Можно сколько угодно предлагать торговать нефтью за рубли. Но должны найтись желающие покупать нефть за рубли. И плюс еще эти желающие должны будут где-то свои доллары обменять на рубли. А если долларовые транзакции всего мира идут через корсчета американских банков. И если у вас эти транзакции будут, не дай бог, заморожены, то и вы доллары не сможете получать за свою нефть, и оптимисты, которые захотят купить рубли, чтобы расплатиться за вашу нефть. Китай давно предлагает: давайте будем платить юанями. Дальше вопрос — что мы будем делать с этими юанями. Пенсии ими выдавать?»
Андрей Нечаев, экономист, председатель политсовета Партии Перемен, экс-министр экономики России (1992-1993)
«Уже сокращены объемы закупок валюты для Минфина. Если ситуация усугубится, их могут на некоторое время приостановить. В крайнем случае, могут для демонстрации жесткости своих антиинфляционных намерений в сентябре поднять ставку. В ожиданиях рынка уже заложена достаточно высокая вероятность повышения ключевой ставки, но я думаю, что пока здесь больше эмоций, нежели трезвой оценки. Так что с ресурсами у ЦБ все в порядке: порох сухой, валютных резервов много».
Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»
Советник президента РФ Андрей Белоусов предложил Владимиру Путину изъять у 14 металлургических и химических компаний более 500 млрд рублей на выполнение новых майских указов. Это привело к обвалу акций этих компаний на 3,3 млрд долларов.
«С учетом неопределенности анонсированных Белоусовым мер, такие действия нанесут вред инвестиционному климату и экономике. В частности, это может привести к решению соответствующих компаний стать непубличными, а также подтолкнуть их к завышению капвложений, занижению доходов и прочим хитростям».
Из ежедневного аналитического отчета Raiffeisen Банка
«Со стратегической точки зрения крайне неудачное предложение. Есть конкретные негативные последствия. Потому что, если вы дополнительно отбираете прибыль у компании, то вы сокращаете инвестиционные возможности компании. Какие могут быть долгосрочные планы у бизнеса и доверие к экономической политике правительства, если вы меняете правила игры каждые три недели? И каждый государственный экономист придумывает, как вас еще ловчее обобрать. Невозможно вести бизнес в такой стране. Какой экономический рост, какое ускорение?! Какие 50% роста ВВП за шесть лет?! Дай бог, чтобы вокруг 1% продолжали барахтаться».
Андрей Нечаев, экономист, председатель политсовета Партии Перемен, экс-министр экономики России (1992-1993)
Биткоин и другие криптовалюты резко упали в цене. 13 августа курс биткоина опустился ниже 6000 долларов.
«Маловероятно, что на криптовалюты влияет недавняя глобальная турбулентность на мировом рынке, вызванная кризисом в Турции. Исторически сложилось, что корреляция между криптовалютами и другими активами была чрезвычайно низкой. Это одна из причин, почему к этой сфере есть интерес и почему люди делают вложения в биткоины».
Джеймс Куинн, глава отдела рынков компании Kenetic, специализирующейся в области блокчейн-инвестиций и консалтинга
«В августе динамика рынка криптовалют весьма четко начала коррелировать с динамикой традиционных финансовых инструментов, и корреляция эта заключается в четко прослеживаемом общемировом тренде бегства инвесторов от рисков, и повсеместном укреплении американсвого доллара, который в текущий момент воспринимается инвесторами как «тихая гавань». Инвесторы приходят к выводу о том, что они не готовы спекулировать высокорисковыми активами, отдавая предпочтение только самым консервативным и самым надежным».
Ольга Прохорова, эксперт «Международного Финансового Центра»
Следующим днем испытаний для рубля может стать 22 августа, когда США объявят о новых санкциях. Никаких мер, о которых не знали бы инвесторы, в этом пакете оказаться не должно.
«Почти все эксперты сходятся во мнении, что решений по законопроекту, который готовится группой конгрессменов, не может быть принято до тех пор, пока Палата представителей не вернется с летних каникул в следующем месяце. И хотя это создает неопределенность на рынках до этого времени, это также дает нам время еще раз взглянуть на ситуацию со стороны и оценить возможные масштабы бедствия».
Анастасия Игнатенко, ведущий аналитик ГК «Телетрейд»
«С каждым таким ослаблением курса эта чувствительность цен все меньше и меньше — Россия локализует все больше и больше производств, работает пресловутое импортозамещение. Если в 1998 году сдвижка курса на 10% давала плюс три процентных пункта к инфляции, то в 2008 году — уже один с небольшим пункт. Сейчас, я думаю, «трансмиссия» будет давать от силы дополнительные полпроцента к индексу потребительских цен.
Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»
«Наша валюта находится под влиянием двух мощных факторов. Это ужесточение санкционной риторики со стороны США и валютный кризис в Турции, который повлек падение валют развивающегося сегмента, включая уязвимый и к тому времени ослабевший рубль. Если «турецкая напряженность» будет идти на спад, а российские власти — поддерживать рубль, курс валюты может стабилизироваться, но понижательные риски никуда не денутся из-за сохраняющейся напряженности и неопределенности в контексте новых американских санкций».
Игорь Ковалев, аналитик ГК «ИнстаФорекc»
Алексей Демин, Наталья Швейкина