Конечно, всегда есть частные различия. Но в общем, процесс таков:
Сначала появляются верования.
Модель из школьного учебника: «люди боялись грома и решили, что у за гром отвечает какое-то могучее высшее существо и стали ему поклоняться» - даже рассматривать не будем. Её неправильность уже столько раз доказана (как и для множества ей подобных «версий» из «научного» атеизма) – что лень, право слово…
Впрочем, невозможно отрицать: люди (сейчас не важно по какой причине) всегда жили с ощущением, что привычный мир содержит в себе множество явлений, скажем так, потусторонних, связанных с какими-то внемировыми силами.
Пока эти силы просто присутствуют (как правило – везде и во всем) и им воздаются почести, уважение и все такое – речь идет о верованиях. Но потом появляется идея о том, что эти силы не просто есть. С ними можно установить связь и взаимодействовать. Причем – в обе стороны. «Кто-то там» может вступить в контакт и передать нечто человеку – или получить нечто от него.
Понятно, что такой контакт – дело непростое. Так запросто он не получится. Его нужно организовывать. И появляются жрецы, знакомые с ритуалом.
И не каждый человек способен вступить в такой контакт с благоприятным для себя результатом. Нужна специальная подготовка. И появляются шаманы, способные общаться с духами.
И уж точно не каждый способен верно понять и истолковать то, что «оттуда» сообщают. Нужно учиться. И появляются священники, знающие священный язык.
Все эти специальные люди нужны, чтобы люди (как правило – того или иного племени) могли поддерживать качественную связь («religio») с теми силами, которые «не здесь».
Вера остается всем – а религия создается ДЛЯ всех.
Поскольку штука эта, похоже полезная, думают соплеменники – её служители имеют одну привилегию: они получают часть ресурсов не выполняя никакой другой работы. Что невозможно, если нет излишков ресурсов, из которых можно выделить малую (или не очень малую) толику на поддержание религии. Больше ресурсов – это уже переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Потому и появляются религии не с самого начала существования людей – а сильно позже.
И ровно поэтому неправильно говорить, например, об «австралийской религии» - на той ступени развития, на которой находятся аборигены пятого континента, говорить о производстве излишков вряд ли возможно… Хотя, слово «религия» -оно и так сугубо европейское. Ни полинезийская «мана», ни индийская «дхарма», ни китайское «дао» этим словом не переводятся. Да даже отношения античных греков и римлян со своими многочисленными богами неправильно так называть (хотя это часто делают)…
А потом уже вожди понимают, что поддержка жреца или шамана – штука очень полезная. И что влиянием или мнением богов можно очень многое объяснить. И жрецы/шаманы/священники понимают, что у них в руках – могучий инструмент. А поскольку всегда были, есть и будут люди, которые стремятся властвовать любой ценой – то и в духовное сословие будут прокрадываться (или попадать) люди, которые сами не верят – но могут организовать ритуал или сказать соответствующую проповедь.
И уж совсем поздно, в Европе на заре Нового времени, появляется представление о религии, как о чем-то отдельном, не связанном с силами, пронизывающими мир. Концепция «разделения государства и церкви», «политики и религии» - она именно тогда, в конце XV века началась…
Так что, большая часть того, что мы относим к «религиозному» - продукт всего лишь последних пятисот лет.
И да, все описанное – лишь одна из составляющих процесса. Но про остальные мы еще скажем, когда будем рассматривать отдельные религии и их происхождение.