Самый известный советский разведчик, работавший в 1930-х и 1940-х годах на Дальнем Востоке, отнюдь не был русским. Познакомьтесь с увлекательной историей Рихарда Зорге.
Рихард Зорге родился в 1895 году в Баку, в семье немецкого инженера, работающего в нефтяной промышленности. Когда ему было 3 года, его отец решил вернуться на родину, и там тоже маленький Рихард вырос. Хотя мать была Русская, он чувствовал себя Немцем, и когда разразилась первая мировая война, добровольцем вступил в армию кайзера (он даже получил Железный Крест).
Рихард уже в юности столкнулся с коммунистической идеологией (его двоюродный дедушка работал у Карла Маркса в качестве секретаря). После того, как во время боевых действий был ранен и его отправили на восстановление организма, начал читать произведения классиков марксизма. Чтение должно было произвести впечатление на молодого человека, потому что в 1921 году он подписался на Коммунистическую партию Германии.
В то же время он усердно учился, получив докторскую степень в области политологии. Работал журналистом в различных газетах, одновременно все более интенсивно участвуя на стороне коммунизма.
В конце концов, его заметила советская разведка, которая завербовала его в 1924 году. Зорге выехал в Москву, где учился шпионажу, хотя официально он работал в качестве корреспондента.
Его первые успехи относиться к началу 1930-х годов., когда в качестве посланника "Frankfurter Zeitung" его отправили в Шанхай. Там Зорге познакомился с японским журналистом, Озаки Хозуми, который в будущем должен был стать его самым ценным сотрудником.
После возвращения на родину всемирного пролетариата, Рихарду предложили отправиться в Германию и присоединится к нацистской партии, чтобы более эффективно проникнуть в стан врагов коммунизма.
Он уже был в ГПУ [Государственное Политическое Управление; в период 1922-1934] и получил разрешение. В Германии продлил контракт с "Frankfurter Zeitung" и уехал (в 1933 году) в Японию, чтобы создать сетку информаторов. Ему помогал друг из Шанхая, Хозуми, который имел широкие контакты в правительственных кругах в Токио.
Зорге оказался чрезвычайно умным и хитрым шпионом, он легко подружился с людьми, которые были источником ценной информации - например, соотечественник, Евгений Отт, офицер и инженер, работающий в японской армии. Благодаря ему шпион стал вхож в посольство германии, где ему доверяли до такой степени, что стал официальным пресс-атташе представительства. Мнение ревностного нациста, вероятно, также помогло ему.
Агент поставлял Москве чрезвычайно ценную информацию о японско-немецких контактах (включая Антикоминтерновский пакт и так называемый «Пакт Трех»). Он узнал также и о предполагаемом нападении гитлеровской Германии на Советский Союз.
В апреле 1941 года, он передал в штаб рапорт о плане Барбаросса, смог указать даже точную дату вторжения - 22 июня - полученные от германского военного атташе в Токио. Но его тревожные сообщения были проигнорированы, так как Сталин не доверял своим шпионам, считая, что получает от них провокационные сообщения.
В это время вокруг агента сжималась сеть японской контрразведки, которая отслеживала радиостанцию, работающую в сетке Зорге. Журналист был под ненавязчивым наблюдением, и его сообщения были перехвачены.
Зорге успел еще поздней осенью сообщить в Москву, что не нужно бояться вторжения японских войск в Сибирь, потому что островная империя направит свою экспансию в сторону южной части Тихого океана.
Это была бесценная информация, так как в конце ноября 1941 года Немцы со своих позиций уже могли осматривать стены Кремля.
Сталин на этот раз поверил разведчику и приказал стянуть для защиты столицы сибирские дивизии, последний резерв Красной Армии. Контратака советских войск опрокинула немецкие войска и когда японские самолеты напали на Перл-Харбор 7 декабря, Япония воевала с США и западными союзниками. Она не могла отправить войска в СССР. Сообщения Зорге повлияли на события. Тем самым он спас Москву.
Он заплатил за это высокую цену. 14 октября 1941 года он был арестован вместе с Хозуми. Оба несчастных агента были повешены 7 ноября 1944 года в годовщину Октябрьской революции.