Найти тему

О пользе геймификации, или Чему нас учат игры

Наташа Маркович , пихолог, бизнесмен, писатель, путешественник
Наташа Маркович , пихолог, бизнесмен, писатель, путешественник

Как же приятно смотреть на детей! Активные, искренние, живут играючи, познают мир и приобретают знания с азартом и удовольствием. Они вообще в основном только этим и заняты — игрой и познанием. Переживанием радости и стремительным накоплением информации. В какой момент своей жизни они становятся взрослыми занудами? Вопрос, понятное дело, риторический. Но ведь почти каждый из нас обещал себе, глядя на скучных взрослых: я таким никогда не стану! И почти никто не сдержал обещания.

Жизнь не шутка, нужно решать важные жизненные задачи, выживать, нести ответственность за маленьких новых людей. А ответственность настолько легко перепутать с чрезмерной серьезностью, что в эту ловушку попадают почти все. Жизнь становится тяжелой, а местами и мучительной. Обучение и познание — необязательными, медленными и скучными.

В XXI веке стиральные машинки, подъемные краны и компьютеры взяли на себя часть наших забот по выживанию, и у людей освободилось некоторые количество времени и энергии.

Люди ненадолго растерялись и быстренько начали взбираться на новый уровень потребностей.

И вот в освободившееся время мужчина радостно бежит покупать сыну радиоуправляемый вертолет, потому что наконец можно наиграться на законных основаниях.

А женщина идет к психотерапевту, чтобы начать поиск себя, потерянной в жизненных боях. Женщины — они вообще обычно серьезнее.

Психотерапевт — это прекрасно, потому что это возможность честно посмотреть в глаза себе самому. Сама уже шесть лет хожу и считаю это одним из самых ценных жизненных ресурсов. При этом лично я за то, чтобы разбавлять тяжкий труд самопознания и образования чем-то легким. И не я одна, как выяснилось.

Кому нужна геймификация

XXI век вместе с освободившимся временем принес нам еще одну замечательную штуку — геймификацию. То есть решение реальных жизненных задач с помощью игровых методик.

Взрослые дяди и тети, менеджеры, директора, программисты, владельцы компаний — все вдруг увлеклись игрой.

«Майкрософт», «Гугл», «Мариотт», секретная служба разведки Великобритании и прочие международные и национальные монстры создают игровые программы под свои запросы — обучение, командообразование, маркетинг, поиск ошибок программирования и т.д.

Пишутся первые научные труды, статьи, книги, и они достаточно наглядно показывают пользу геймификации.

Чтобы было совсем понятно — самый простой пример, найденный мной в Интернете. Покупали ли вы себе или детям «киндер-сюрприз»? Я — да. Мы все знаем, что ничего такого нет в этом их шоколаде, а также в его количестве на одну покупку. Но коллекции игрушек превратили шоколадное яйцо в настоящее волшебство — килотонны удовольствия покупателям и вагоны денег производителям.

Сейчас, конечно, все сильно усложняется — приложения в телефоны, баллы, соревнования, ачивки... (Ачивки — это награды по-нашему, но именно в геймификации принято звать их ачивками.)

Все ради того, чтобы обучающиеся сумели прикоснуться к своему внутреннему ребенку — отважному и искреннему исследователю себя и мира.

Чтобы в веселом процессе и азартном стремлении к победе усвоить информацию гораздо быстрее, проще. И без всяких там психотравм, связанным с самонасилием, с попытками впихнуть в себя новое, потому что «надо» и «должен».

Потому что какие травмы, когда все как будто бы понарошку и с азартом? При этом открытия настоящие и жизнь настоящая. Чудесная штука — геймификация, я искренне в нее влюблена.

Я уже лет двадцать занимаюсь тренингами, содержащими элементы игры, и три года занимаюсь игрой, которая содержит элементы тренинга. Она смешно называется «Космический бублик», и, по легенде, мы, конечно же, спасаем мир от мирового зла. В реальности — обучаем идти к целям легко и более-менее прямо, помогаем развивать эмоциональный интеллект.

То есть, играя, решаем вполне земные задачи, по поводу которых у людей в обычных условиях зачастую включаются сопротивление, саботаж и прокрастинация.

Что же такое игра в образовании и как понять, хорошая она или нет? Как выбрать игру, которая подойдет именно вам? Читайте в статье Наташи Маркович в сентябрьском номере «Психологии эффективной жизни». Подписка бесплатная. Журнал придет вам на почту 29 августа.