Бездомные, откладывая деньги с пенсии, купили под Костромой деревенский дом и решили организовать свое тепличное хозяйство.
Социальный лифт.
Вчерашний бездомный Андрей Олейников раскорчевывает большое поле в деревне Ивановское. Пока здесь - заросли сорняков и пни. Но скоро на месте бывшего пустыря в получасе езды от Костромы вырастут добротные теплицы и грядки с овощами. Андрей надеется, что теплицы помогут прокормить не только обитателей деревенского подворья, но и постояльцев городской ночлежки, которая находится в Костроме.
- Теплицы мы хотим сделать отапливаемыми, чтобы выращивать овощи в них можно было не только летом, а круглый год, - поясняет социальный работник ночлежки Александр Смирнов.
Несколько лет назад Александр переехал из Костромы в деревню Клещенки, чтобы помогать бездомным. Как показывает практика, без посторонней помощи люди, много лет прожившие на улице, вернуться к нормальной жизни не могут.
Единственный в Костроме приют для людей, оставшихся без крова, расположен в промзоне на улице Коммунаров. Его содержит благотворительная организация "Воскресение", которой руководит Александр Пушкарев.
- Ночлежка существует уже восемь лет. Это будет наша девятая зима. Сейчас у нас 24 постояльца, но зимой будет намного больше, вагончики перестанут вмещать всех желающих, - рассказывает Александр Пушкарев.
Чтобы хоть немного разгрузить переполненные вагончики, организаторы приюта начали искать дом в деревне. Но купить его оказалось непросто.
- Как только местные жители узнавали, что помещение требуется для бездомных, нам сразу отказывали. Говорили: "Ваши бомжи будут здесь дебоширить и воровать". Чтобы доказать людям обратное, потребовалось довольно много времени. О подворье начали судить по делам, - говорит соцработник Александр Смирнов.
Территорию вокруг своей первой деревенской избы в Клещенках обитатели ночлежки обустроили, разбили огород, завели кур, поросят, двух коров. Для жителей деревни они своими руками сделали добротную остановку с навесом для защиты от дождя, соседям начали помогать по хозяйству. Постепенно мнение о жильцах ночлежки в округе начало меняться.
Прошлой осенью в Клещенках произошло настоящее чудо: при помощи попечителей трое обитателей ночлежки решили скинуться и в складчину купить собственный дом - рядом с подворьем, где живет со своей семьей соцработник. Деньги откладывали со всех случайных заработков и пенсий по инвалидности. Новоселье в собственной деревянной избе с красивыми наличниками бездомные Андрей Олейников, Николай Васильев и Дмитрий Андреев справили в октябре. Когда об этом стало известно, в Клещенки потянулись многочисленные гости: "социальный лифт" в истории ночлежки оказался действительно уникальным. Однако на этом чудеса не закончились.
К старым знакомым.
За восемь месяцев, прошедших с новоселья, купленная бездомными изба в Клещенках преобразилась. Почувствовав себя настоящими собственниками, хозяева обустроили вокруг нее огород, перед окнами установили бревна для нового забора, а с торца дома начали сооружать хлев.
- Вот здесь мы заготовили на зиму целебные травы. А тут построим сарай и заведем кур, козу, поросят. Свои огурцы и капуста у нас уже есть, а теперь еще будут яйца, мясо и молоко, - делится планами Николай Васильев.
В доме у вчерашних бездомных очень чисто. Они следят за порядком в избе, сами пекут хлеб и помогают по хозяйству фермеру Алексею Антипину из соседней деревни. А он делится с ними урожаем и предлагает взять маленьких поросят вьетнамской породы.
За время, прошедшее с покупки избы, преобразился не только дом, но и его обитатели. Дмитрий Андреев, у которого нет ног, зимой получил новые протезы и научился на них ходить.
- Жизнь налаживается. Скоро на дискотеку танцевать пойдет! - шутят, глядя на него, соседи по дому.
Раньше жители подворья временами уходили в город, откуда возвращались в жутком виде. Спиртное в ночлежке запрещено, а в городе люди могут позволить себе "расслабиться". Теперь же владельцев избы "расслабляться" в город особенно не тянет.
Без посторонней помощи люди, много лет прожившие на улице, вернуться к нормальной жизни не могут.
- Недавно Николай попросился в Кострому - съездить к матери на могилу. Я дал ему денег. Думал, вернется пьяным, грязным и страшным. А нет! Приехал человеком. Говорит, что нечего ему в городе делать, душа зовет сюда, в Клещенки, - домой, - рассказывает Александр Смирнов.
- А что мне там в городе делать? Я больше не бомж. У меня теперь здесь есть свой дом. Хозяйство свое, - объясняет Николай.
Работают и не сдаются.
В ближайшие дни в доме Андрея, Николая и Дмитрия начнется большой ремонт. В его проведении новоселам помогают попечители костромского приюта.
- Мы уже закупили металл, которого хватит на половину крыши дома в Клещенках. Будут средства - перекроем всю крышу, будем им помогать. Самим им пока такое дело не осилить. Планов очень много, но средств на все не хватает. Все силы уходят на строительство стационарного здания ночлежки в Костроме, - рассказывает Александр Пушкарев.
По задумке благотворителей, из переполненных вагончиков в промзоне костромские бездомные должны переехать в новое благоустроенное здание приюта, разрешение на строительство которого уже получено.
- Проект прошел экспертизу, мы закупили сваи, стройплощадку обнесли забором, - рассказывает Александр Пушкарев.
Стройка, скорее всего, займет не один год. Понимая это, на днях в соседней с Клещенками деревне Новинки костромские бездомные купили еще один дом.
- Домом пока это назвать сложно: окон нет, крыша течет. Но печь и стены добротные, крепкие. Если бы нам достать где-то старый оставшийся от рекламных компаний баннер да досок - этот дом вполне можно довести до ума, - считает Александр Пушкарев.
Пока будущий хозяин дома, тоже Александр, живет в стоящем по соседству сарае, еду себе готовит на костре.
- Я надеюсь этот дом восстановить. Сил, конечно, много надо. В первую очередь - сделать крышу. Но я работы не боюсь. Сейчас помогаю отцу Георгию в храме, штукатурю фасад. Одновременно восстанавливаю утерянные документы. Я работаю, не сдаюсь. Не спился, не пропал. Мне бы плитку с газовым баллоном для готовки где-то достать - такую, как у дальнобойщиков, - уже дело легче пойдет, - заключает Александр.