Для молодых мамочек, обеспокоенных будущим своего ребенка, интернет пестрит методиками Домана, Монтессори и т.д. и т.п. На их трудах основано просто до неприличия огромное количество разнообразных программ, карточек, которые можно с легкостью купить в книжных и детских онлайн и оффлайн магазинах.
Каждая из методик безусловно любопытна для молодых родителей, заинтересованных в развитии малышей, и конечно же, каждый может почерпнуть для себя что-то особенное.
Но я хочу рассказать о методике, на которую наткнулась буквально на днях. Это методика раннего обучения японского педагога Макото Шичида. Для России эта методика достаточно новая, малоизведанная. Можно сосчитать по пальцам мам-блогеров, которые занимаются по этой методике с детьми, хотя за рубежом она достаточно распространенная, и занятия с детьми проводятся более организовано.
Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам. Он говорит о том, что правое и левое полушарие мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации, оно запоминает все, что когда-либо хоть краем глаза видел или чувствовал человек и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Левое полушарие – это аналитическое полушарие. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения.
Любая информация, которая хоть раз была занесена в правое полушарие, или как его еще называют, в правый мозг, остается там навсегда. И задача левого мозга лишь извлечь ее оттуда. Но, как выяснилось, чем старше ребенок, тем меньше связей между левым и правым полушарием у него остается. В первые годы жизни количество связей в мозгу ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года жизни эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала мозга. Это значит, что эффект от занятий с трехлетним ребенком будет значительно выше, чем от занятия с взрослым человеком.
Поэтому Макото Шичида предлагает обеспечить малыша до трех лет всем необходимым, чтобы приостановить процесс разрушения связей между левым и правым полушарием и закрепить их.
Меня методика заинтересовала, и этот пост хочу написать еще и для того, чтобы упорядочить свои мысли по поводу того, как построить игровой процесс с ребенком.
Методика раннего обучения Макото Шичида
Труды Макото Шичида нацелены на правополушарное детское развитие. Ученый (как впрочем и Доман, и многие другие) считает, что дети рождаются в большинстве своем с одинаковым набором способностей. Но в отличие от Домана он говорит, что не стоит забивать мозг ребенка обширными энциклопедическими знаниями, а следует развивать способность ребенка самостоятельно учиться.
Способности правого полушария включают фотографическую память, визуализацию, интуицию, экстрасенсорное восприятие (ESP), высокую скорость обработки информации, способность обучения иностранным языкам, математические способности, музыкальные способности При этом, автор подчеркивает, что у детей вплоть до трех лет правое полушарие мозга доминирует, а с 6 лет доминирующее положение начинает занимать левое полушарие. Именно поэтому Макота Шичида разработал упражнения для стимуляции развития правого полушария у детей, а также для обеспечения сообщения правого и левого полушария.
Вы, как родители, можете помочь ребенку в раскрытии потенциала малыша, окружив его любовью и теплотой. Поскольку мозг лучше работает в расслабленном состоянии, а не под давлением, время для занятий надо подстраивать под настроение ребенка.
Помимо тренировок для благотворного развития ученый советует родителям:
- Стараться чаще подчеркивать сильные стороны ребенка, не указывать на его недостатки, либо неспособности выполнить что-либо.
- Верить в то, что ребенку всегда есть куда развиваться дальше.
- Не быть перфекционистом. Это нормально, если ребенок не может выполнить что-то на данном этапе.
- Не сравнивать. Каждый ребенок уникален, и развивается в своем собственном ритме.
- Не ставьте академические успехи ребенка в топ Ваших ценностей.
- Ваш ребенок — идеален, учитесь не оценивать его негативно.
Основа основ успешного развития ребенка также ЛЮБОВЬ родителей. Вы скажите: «Я достаточно люблю своего ребенка». Однако опрос детей показал, что большинство детей сомневается в этом, испытывая острый дефицит любви. Как можно демонстрировать свою любовь по методу Шитида?
Во-первых, обнимайтесь. Это может быть секундное объятие, или 8-секундное объятие. Дайте ребенку задание, а после выполнения обнимите его: «Спасибо, малыш. Ты так мне помог! Я очень тебя люблю». И обнимайте ребенка в течение следующих 8 секунд, т.к. Шичида уверен, что таким образом любовь проникает в самое сердце малыша. Ребенок почувствует уверенность и более сильную мотивацию в своих собственных силах, зная, что мама похвалила его.
Во-вторых, слушайте, старайтесь участвовать в диалоге с ребенком. Даже если ребенок испытывает трудности в выражении своих чувств, тогда используйте метод «Эхо». «Мама, Ваня — плохой». «Ваня — плохой? Почему? Что он сделал?». Т.е. принимайте пассивную роль в Вашем разговоре.
В-третьих, используйте 5-минутный метод настроя. Дело в том, что когда ребенок засыпает, первые 5 минут его сознание бодрствует, и Вы можете использовать это время для исправления нежелательного поведения ребенка. Например, «Маша, ты крепко спишь? Ты засыпаешь с хорошими мыслями и чувствами. Ты знаешь, что мама тебя любит. И папа тебя любит. Все любят Машеньку, потому что ты хорошая и послушная девочка. Маша послушная девочка, не так ли? » и т.д. и т.п.
А теперь перейдем непосредственно к практике.
I. Перед началом занятий необходимо произвести ряд подготовительных упражнений:
1. Упражнение «Энергетический шар»:
2. Упражнение на дыхание, т.е. задувание свеч, разнообразных игровых элементов.
3. Позитивные утверждения. Их можно объединить с п. 1.
4. Тренировка воображения. Шичида предлагает следующие варианты такого упражнения:
- Вернуться в состояние зародыша.
- Представить себя маленьким маленьким человечком.
- Представить, что ты кошка, мышка, стул и т.д.
- Создавать истории на развитие воображения.
- Использовать послеизображение.
- Использовать оранжевую карту с маленьким синим кругом. Посмотрите на карту в течение 30 сек., закройте глаза, и попытайтесь воспроизвести эту картинку мысленно.
II. Всем хорошо известно, что мы получаем информацию посредством 5 органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. За получение подобной информации отвечает левое полушарие. Правое полушарие имеет также 5 скрытых чувств. Но лучше объяснить на примере: Учитель мысленно передает ребенку образ мороженного. Ребенок говорит: «Холодно», или «На вкус как мороженое».
Шичида утверждают, что дети больше пользуются правым полушарием мозга, и назвал эту возможность ESP (которая связана с экстасенсорикой) функцией. ESP включает в себя ясновидение, телепатию, предвидение, психометрию и телекинез.
Посерфив в зарубежных источниках, я нашла следующие варианты упражнений на развитие функции ESP:
1. Ясновидение.
- Разложите перед ребенком 5 карт с изображением, картинкой вниз, и попросите угадать, что изображено на карте, на которую Вы указываете;
- Положите один из 5 шариков разных цветов в коробку, и попросите угадать какой;
- Разложите перед ребенком парные карты, картинкой вниз, в несколько рядов. И попросите угадать, где находятся парные картинки.
- Если первые игры проходят со 100 % успехом, попросите ребенка с завязанными глазами угадать, какой объект находится перед ним. Если с этой задачей он с легкостью справляется, положите перед ним карту, и попросите найти Аргентину, США, Францию и т.д.
- Игра из нашего детства. Завяжите ребенку глаза, и попросите словить маму.
2. Телепатия.
- Вам понадобятся 2 набора по 5 карт с изображениями животных. Разложите 5 карт перед ребенком, картинкой наверх, 5 карт держите перед собой (чтобы ребенок не видел изображения). Выберите одну из карт в Вашей руке, и запомните ее. Затем попросите ребенка выбрать загаданную Вами карту в его наборе.
- Сядьте перед ребенком и загадайте картинку, затем попросите ребенка сказать, что Вы загадали (сначала определите категорию: формы, цвета и т.д.).
3. Психометрия.
- Сделайте коробку с отверстием для руки. Положите в коробку мяч одного из 5 цветов. Попросите ребенка протянуть руку и, потрогав мяч, решить, какого он цвета.
- Положите перед ребенком 10 карт, картинками вниз, и попросите ребенка дотронуться и угадать, что изображено на картинке.
- Напишите на небольшом листке бумаги букву алфавита. Сомните листок в шарик и дайте ребенку. Попросите угадать, что на нем нарисовано.
4. Предвидение.
- Попросите угадать, какая будет погода.
- Попросите угадать порядок карт из п. 1, который будет на следующий день.
Эти упражнения не занимают много времени.
III. Следующий этап — демонстрация карточек-картинок. Но перед этим стоит выполнить простые упражнения для глаз. Карточки можно заготовить предварительно или приобрести в книжных магазинах.
Методика раннего обучения Макото Шичида
Карточки можно просматривать в бумажном варианте, или на компьютере. Должно быть около 10-20 тем по 10 карточек в каждой теме. Листать и проговаривать картинки нужно в быстром темпе, не менее 0, 5 сек. за показ.
В онлайн магазинах продается огромное количество карточек. Вот несколько недорогих вариантов:
Учебные карточки от издательства «Улыбка» в My-shop ;
Тематические карточки ФГОС ДО в My-shop ;
Чуть дороже идут «Умные карточки» в My-shop ;
«Вундеркинд с пеленок» в Ozon.ru ;
Издательский дом «Мещерякова» выпустил несколько наборов по 70 карточек в каждом по смешной цене: набор 1 , набор 2 .
IV. Далее идут ряд игр с карточками-картинками:
- Linking memory — создание абсурдных историй с помощью карточек. Например, даны следующие слова: птица, мороженое, облака, рыба, радуга, вино, окно, скунс, яйца, и солнце. Вы можете использовать соединение памяти, чтобы помочь Вам, создавая следующую абсурдную небольшую историю: Небольшая птица съедала мороженое в облаках, когда это полил дождь из рыб. Рыбы были цвета радуги как игристое вино под окном. Окно было настолько грязно, что пахло как скунс, который съел дюжину тухлых яиц под солнцем. (пример взят из книги Макота Шичида)
- Memory grid — игра на развитие памяти. Ребенку дается пустое табло с 4 или более клетками, а также комплект с 4 картинками. Затем ребенку в течение 10 секунд показывается табло с заполненными картинками клетками, заполненное табло убирается, а ребенку необходимо заполнить пустое табло картинками в том же порядке.
- Photo memory game — еще одна игра на развитие памяти. Вы показываете ребенку картинку, затем убираете ее, и показываете первую и еще одну, похожую. Просите найти первую картинку. Можно усложнить: показать три картинки, добавить четвертую и попросить убрать лишнюю.
- Мандала. Дайте ребенку черно-белый вариант мандалы. Покажите в течение 10 секунд цветной вариант. Затем закройте и попросите разукрасить черно-белый вариант в цвета, как было показано на картинке.
- Quantity recognition — распознавание количества. Ребенку показываются две картинки с разным количеством точек, птичек и т.д. Задача ребенка найти названное число, например 47.
V. Танграм — составление из геометр ических фигур заданную картинку. Простейший и недорогой варинат выглядит вот так.
VI. Скорочтение — показ карточек-слов в быстром темпе. Шичида советует приступать к этому блоку в возрасте 3-х лет, когда память уже достаточно развита.
VII. Чтение книг также благотворно влияет на развитие воображения, а также правого полушария мозга.
Кроме перечисленных спосбностей, Шичида полагает, что с раннего стоит уделять внимание и изучению иностранных языков, развитию музыкальных способностей, а также творческой деятельности ребенка.
Эту статью я писала не один день, и очень старалась обобщить огромное многообразие разрозненной информации по методу Макото Шичида, поскольку, на русском языке качественного издания книг Макото Шичида нет. Есть лишь 4 книги на английском, которые приобрести можно только с официального сайта японского автора. Для тех, кто все же всерьез захочет заполучить эту книгу названия двух из них звучат так: “Children Can Change through Right Brain Education” and “Right Brain Education in Infancy: Theory and Practice “.