В первой половине ноября 43-го года генерал Ватутин схлестнулся с самим Манштейном за столицу УССР. В сентябре 41-го года Киев был потерян, и вот теперь, спустя два года его надо было возвращать и платить по долгам Вермахту.
Обороняла город 4-я танковая армия, которая была уже далеко не той, что в 41-ом когда рвалась к Ростову-на-Дону. Несмотря на то, что в ней было сразу 1 стрелковых дивизий, все они оказались изрядно потрёпаны боями с советскими войсками, однако в резерве было две танковые дивизии. С Советской стороны возможности вести боевые действия оказались куда более внушительными – 17-20 стрелковых дивизий, сразу 3-4 танковых корпуса(!!) и еще 1 кавалерийский корпус.
3 ноября Николай Ватутин отправляет свои войска в атаку, и уже к концу дня удалось потеснить позиции немцев на 12 километров. А 240-я стрелковая дивизия, которая била прямо по Киеву, вышла к пригородам. Однако немцы стойко держали оборону, особенно на северном участке фронта, где немцев разбить не могли силы 5-го гвардейского танкового корпуса. Но все равно, соотношение в силах было не на стороне немцев, так что утром 5-го ноября немцы начали планомерный отход из города.
6 ноября советские войска вошли в разрушенный войной город, и продолжили свое наступление вплоть до Житомира. Но, немцы продолжали сопротивление, и контратаками старались задержать продвижение своего противника. Когда 11 ноября подошло немецкое подкрепление, характер этих контратак стал куда более яростным.
Когда освободили Киев, это стало еще одним мощным ударом по Третьему Рейху. Однако, немецкие части не разгромили, и они очень грамотно отходили, нанося урон советских войскам. Однако, данные о немецких потерях очень сильно разнятся: советские войска указывают на примерно 30 000 потерянных бойцов, то немецкие данные в десять раз меньше – всего лишь 3839. Советские же войска в живой силе потеряли 30569 человек, а также 271 танк и САУ.