Говорят, снаряд в одну воронку дважды не попадает. Наш опыт показывает - попадает. И не то что дважды - трижды. Вторая половина лета-2018 навсегда останется в памяти как время, когда аварии с автобусами случались одна за другой.
23 июля автобус компании Ecolines с гражданами Беларуси вылетел в кювет в Украине. Авария произошла утром в 135 км от Киева. Водитель уснул, из-за чего автобус потерял управление. Жертв нет.
Необъяснимо, но не прошло и 10 дней, как автобус этой же компании Ecolines снова попал в ДТП. И снова по причине того, что водитель заснул за рулем. 2 августа около 4.30 автобус, следовавший по маршруту Киев - Таллинн, наехал на световую опору и опрокинулся. По предварительной информации водитель уснул за рулем, а при изучении тахографа было установлено, что пересменка водителей должна была состояться в 5.00. В салоне находилось 53 человека - граждане Украины, Молдовы и России. Серьезных травм в аварии никто не получил.
27 июля под Минском перевернулся рейсовый автобус. Пострадали более 10 пассажиров. И хотя причины ДТП еще будут устанавливаться, один из водителей сразу сказал, что у этого автобуса была неисправность тормозной системы.
На форуме у такой версии нашлось немало сторонников.
"Что у автобуса могли быть проблемы с тормозами, поверю. В автобусных парках сейчас все средства брошены на перекраску автобусов в желтый цвет к предстоящим Европейским играм, красят даже почти новые по нашим меркам машины. Остальное делается по остаточному принципу".
"Этот искатель "правды" - обычный водила автобуса, такой же, как и я. И вы даже не представляете, на каких "корчах" передвигаетесь. Иногда самому страшно".
"Довелось на регулярном "Богдане", или "Радзимиче", прокатиться из Витебска в Полоцк. Сидя в салоне, можно было видеть, как крутится колесо - ха-ха! Но доехали".
"Автобус - это средство для передвижения пассажиров с комфортом. А вот то, что в кювете, - просто скотовоз".
Вскоре автор видео предоставил редакции ABW.BY ряд материалов, из которых следует, что состояние автопарка общественного транспорта плачевное, но это не мешает автобусам выходить на линии.
Конечно, каждое из этих ДТП некорректно сравнивать с любым другим. Здесь и различные собственники транспорта, и вид перевозок, и даже место происшествия, которое не ограничивается территорией Беларуси. И все же вывод из всего следует один: пользоваться общественным транспортом небезопасно.
И тогда в который раз упираемся в два вечных вопроса: "кто виноват?" и "что делать?".
Сперва они кажутся неразрешимыми, но это не так. Всякий процесс состоит из этапов, а всякий этап можно разобрать на составляющие и выяснить, почему же случился сбой. Сборная картина нескольких причин, приведших к происшествиям, позволяет понять, почему же все-таки наши автобусы влетают в кюветы.
На прошлой неделе мы попросили читателей продолжить предложение: "На ваш взгляд, ДТП с участием автобусов в последние дни - это следствие…"
Сразу отметим, что подходящий вариант ответа среди предложенных не нашли 4% респондентов, - с удовольствием прочитаем ваши мысли в комментариях.
Но главное - списывать произошедшее на "непреодолимые" факторы общество не намерено. За "сложившиеся погодные условия" и "случайное стечение обстоятельств" в совокупности отдано 12% голосов.
Остальные уверены, что причина аварий - совсем в другом. Например, в "безответственности руководства автопарков" (14%), в "недостаточной квалификации и беспечности водителей" (19%), а еще в плачевном состоянии общественного транспорта (22%).
29% респондентов считают, что к "автобусным" ДПТ привело сочетание факторов. Это значит, что абсолютно каждый этап нуждается в экстренной корректировке.
Но от понимания того, что каждое звено цепочки пассажирских перевозок ненадежно и во любой момент может "лопнуть", становится страшно. Руководитель не мучается угрызениями совести, отдавая указания игнорировать сроки износа комплектующих. Механики проверяют работоспособность основных узлов транспорта только "на бумаге". Водители закрывают глаза как на все сказанное выше, так и на нарушение установленных норм труда и отдыха…
Мы не заметили, но последние недели продемонстрировали нам настоящее чудо - без жертв и тяжелых последствий нам кто-то сверху указал: с вашими общественными перевозками, уважаемые белорусы, все ой как тонко! И когда-нибудь это порвется...
Можно, конечно, очень надеяться, что каждый, кто принимает на себя ответственность за наши жизни, увидит этот "знак сверху" и как минимум, выполняя свою работу, вспомнит, что речь идет о человеческих жизнях.
Но мы-то знаем, что при некрозе совести отказывают зрение и слух, а чувствительным органом остается только собственная шкура. Поэтому никакие "намеки" и "знаки" мы не понимаем.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber