Закон об увеличении допустимой продолжительности рекламы и возвращении рекламы в программы для детей подписал президент России Владимир Путин. Соответствующий указ опубликован 3 августа на официальном портале правовой информации.
Предельная продолжительность рекламы вырастет с 15% до 20% в час, то есть с 9 до 12 минут. При этом при вещании в течение суток без перерыва продолжительность рекламы не должна превышать 216 минут.
Также отменяется запрет на рекламу во время показа программ для детей.
Напомним, весной 2018 года в Государственной Думе обсуждался законопроект о возвращении рекламы в детские программы. Госдума приняла законопроект 25 июля, а 28 июля закон был одобрен Советом Федерации.
КОММЕНТАРИЙ РВС
Специалисты в области детской психологии отмечают, что дети гораздо более восприимчивы к рекламе, чем взрослые. Этому есть несколько объяснений.
1. Разный уровень доверия к информации. Дети доверяют тому, что говорят взрослые. Очень высокий уровень доверия наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этот период у детей практически отсутствует критичность восприятия информации. Поэтому эффект от воздействия в детском возрасте очень большой.
2. Способность к продолжительному просмотру рекламных роликов. Взрослые люди не могут смотреть рекламу в течение долгого времени. Во-первых, у них критичность восприятия развита достаточно. Взрослые прекрасно понимают, что цель у рекламщиков единственная — продать товар и что ради этой цели рекламщик пойдет на ложь, лесть, будут стараться затронуть все возможные струны души, как высокие, так и низменные.
Главное — получить прибыль. Взрослые понимают (хотя не всегда и не до конца) что информация, преподносимая ими, часто искажает реальность, и потому в какой-то момент взрослые начинают протестовать против оказываемого на них влияния.
Дети, в отличие от взрослых, гораздо больше фиксируют внимание не на содержании ролика, а на том, как меняются одна за другой картинки. Чем меньше ребенок, тем меньше он фиксирует содержание. Наш мозг устроен так, что он не может долго фиксировать внимание на статичном изображении, ему постоянно нужна новая информация.
На этом и играют рекламщики, делая все более и более динамичные ролики. Это способ удержать внимание зрителя. Но фиксация на разных аспектах информационного продукта порождает разное ее восприятие.
Взрослый человек, фиксирующий внимание на содержании, устанет от бесконечного повторения одних и тех же слоганов, лиц, предметов и пр. Поэтому взрослые люди при появлении рекламного блока сразу хватаются за дистанционный пульт. А дети, фиксирующие внимание на изменении картинки, могут часами просматривать рекламные ролики, в том числе и много раз повторяющиеся.
Они тоже воспринимают информацию, содержащуюся в ролике, но только неосознанно, на уровне образов. Они запомнят положительные эмоции, вызванные этими образами, которые отныне будут ассоциироваться у ребенка с каким-нибудь дешевым, напичканном химикатами йогуртом. Ученые считают, что сформированное в детстве отношение к тому или иному предмету изменить в дальнейшем очень трудно, каковы бы ни были представленные о нем правдивые факты.
Вот поэтому ребенок 4-6 лет, скорее всего, досмотрит рекламный блок до конца. К 9 годам полностью просматривают рекламу уже половина детей. Ну, а к 19 годам не переключая рекламу смотрят только 15%.
Рекламщики очень хорошо знают об особенностях восприятия рекламы в детском возрасте. И активно используют это знание. Бизнес использует доверие детей для того, чтобы максимизировать свои прибыли. Иными словами, бизнес цинично и бессовестно манипулирует детьми.
Означает ли это, что детей надо срочно приучать к критичности восприятия, учить их не доверять взрослым? Совсем нет. Доверие к взрослым является одним из важнейших условий успешного прохождения процесса социализации детей.
Только так дети могут усвоить социальные нормы, суть которых они пока не способны понять в силу своего недостаточного эмоционального и интеллектуального развития. Раз уж новый закон отдает детей на растерзание бизнесу, то ответственность за защиту детей от воздействия бессовестных людей целиком ложится на родителей. А в такой ситуации защитить можно только одним способом — оградить детей от просмотра телевизора.