Найти тему
Записки истории

Враги звали его «неуловимый»...

Уходим из Новороссийска. В радиорубке скрипит, мигает контрольной лампочкой морзянка. Ростислав Лукин, начальник рации танкера «Будапешт», передает радиограмму.

Танкер «Будапешт»
Танкер «Будапешт»

Слава отрывается от ключа и подает капитану Николаю Александровичу Батанову очередную радиограмму. Славе двадцать пять лет. Капитану Батанову тридцать пять. Большинству из команды от восемнадцати до двадцати. Совсем молодые люди.

Советский лидер эсминцев проекта 20И «Ташкент» у причала. 1941 г.
Советский лидер эсминцев проекта 20И «Ташкент» у причала. 1941 г.

Сейчас сделаем поворот от Суджукской косы в открытое море к берегам Крыма, а я спущусь в каюту и еще раз посмотрю на фотографии, которым тоже двадцать с небольшим лет. Они были сняты на борту лидера «Ташкент» 26 июня 1942 года — это последний рейс корабля в осажденный Севастополь. Он шел тем же курсом, что и мы, и его вели такие же черноморские моряки, только на двадцать лет старше.

Лидер эсминцев «Ташкент» идет вдоль берега. 1942 г.
Лидер эсминцев «Ташкент» идет вдоль берега. 1942 г.

«Ташкент» должен был с боями прорваться в Севастополь. Бои неминуемы, потому что на любом курсе маленький корабль был бы все равно обнаружен. Так оно и случилось. Стремительный выход из Цемесской бухты. Поворот от Суджукской косы. Длинная, постепенно исчезающая полоска кавказского берега. В небе появляется вражеский разведчик. А через час — тринадцать «хейнкелей».

Лидер эсминцев Ташкент идет в осажденный Севастополь из Новороссийска. Вид в корму на вторую дымовую трубу. 26.06.1942
Лидер эсминцев Ташкент идет в осажденный Севастополь из Новороссийска. Вид в корму на вторую дымовую трубу. 26.06.1942

Немцы бомбили точно. Но всякий раз командир корабля В. Н. Ерошенко опережал врага — отворачивал, маневрировал.

Командир лидера эсминцев «Ташкент» капитан 3-го ранга Василий Николаевич Ерошенко (1907—1972, на втором плане) на борту корабля . Предположительно, снимок сделан в Севастополе. 1942 г.
Командир лидера эсминцев «Ташкент» капитан 3-го ранга Василий Николаевич Ерошенко (1907—1972, на втором плане) на борту корабля . Предположительно, снимок сделан в Севастополе. 1942 г.

Бой продолжался три часа. С наступлением сумерек воздушные атаки прекратились. Но все ждали торпедных. И на траверзе Балаклавы корабль стремительно вышел из-под торпедного удара. Потом были минные поля.

Сигнальщики лидера эсминцев «Ташкент» передают сообщение с помощью флажного семафора.
Сигнальщики лидера эсминцев «Ташкент» передают сообщение с помощью флажного семафора.

Ночной Севастополь. Камышовая бухта. Молниеносная двухчасовая разгрузка и погрузка. Ерошенко взял на борт свыше двух тысяч человек: раненых, женщин, детей, стариков. За время короткой летней ночи нужно было как можно дальше пройти назад к Новороссийску, так как рассвет означал снова бои.

Расчет 12,7-мм пулемёта ДШК  на лидере эсминцев «Ташкент» готовится к отражению авианалета противника. Ходовой мостик, вид в корму на дымовые трубы.  27.06.1942 г.
Расчет 12,7-мм пулемёта ДШК на лидере эсминцев «Ташкент» готовится к отражению авианалета противника. Ходовой мостик, вид в корму на дымовые трубы. 27.06.1942 г.

Теперь враг бросил против лидера уже не одну, а несколько стай самолетов-пикировщиков.

Лидер эсминцев «Ташкент» в ходе героического перехода из Севастополя в Новороссийск. На фото расчёт 12,7-мм пулемёта ДШК на фоне разрывов от вражеских авиабомб. 27.06.1942 г.
Лидер эсминцев «Ташкент» в ходе героического перехода из Севастополя в Новороссийск. На фото расчёт 12,7-мм пулемёта ДШК на фоне разрывов от вражеских авиабомб. 27.06.1942 г.

«Ташкент» маневрировал, стараясь в то же время продвигаться к Новороссийску. Было сбито два вражеских самолета. Но и корабль уже получил несколько пробоин от близких разрывов. Вода стала заливать трюмы. «Ташкент» постепенно терял ход. Но пришла помощь. Над раненым кораблем закружились «ястребки», вылетевшие с далеких кавказских аэродромов. Они отогнали «юнкерсы». К лидеру подошли наши торпедные катера, и пассажиров перегрузили на подошедшие спасательные суда.

Эвакуированные (в том числе раненые) из Севастополя переходят с лидера «Ташкент» на эсминец  «Сообразительный».  27.06.1942 г.
Эвакуированные (в том числе раненые) из Севастополя переходят с лидера «Ташкент» на эсминец «Сообразительный». 27.06.1942 г.

«Ташкент» вошел в Цемесскую бухту и встал на свое обычное место.

Раненые солдаты и эвакуируемые мирные жители, прибывшие из осажденного Севастополя, сходят на берег с борта лидера эсминцев «Ташкент» в порту Новороссийска.  Июнь 1942 г.
Раненые солдаты и эвакуируемые мирные жители, прибывшие из осажденного Севастополя, сходят на берег с борта лидера эсминцев «Ташкент» в порту Новороссийска. Июнь 1942 г.

Это была последняя стоянка лидера. Через несколько дней его разбомбили у причала немецкие «юнкерсы».

Потопленный лидер эскадренных миноносцев проекта 20И «Ташкент» после освобождения Новороссийска. 1944 г.
Потопленный лидер эскадренных миноносцев проекта 20И «Ташкент» после освобождения Новороссийска. 1944 г.

Враги звали его «неуловимый», этот «длинный голубоватый корабль»,— так писал о нем в последнем, неоконченном очерке писатель Евгений Петров, Он тоже ходил на лидере в тот последний рейс корабля под Севастополь.

Маршал Советского Союза С. М. Буденный и писатель Евгений Петров на борту лидера «Ташкент». 1942 г.
Маршал Советского Союза С. М. Буденный и писатель Евгений Петров на борту лидера «Ташкент». 1942 г.

Время неумолимо. От корабля остался только колокол. Он стоит на высокой подставке в Новороссийском городском музее, холодный желтоватый кусок металла, к которому прикасались многие и многие руки, иные из них навсегда остыли. Металл переживает людей.

Лидер эскадренных миноносцев проекта 20И «Ташкент». Новое место стоянки корабля после первичного подъема. 30 августа 1944 года лидер «Ташкент» был поднят с грунта и переведен четырьмя буксирами на ближайшую отмель глубиной около 4,5 метров в полутора километрах от места его гибели для дальнейшей заделки пробоин и подготовки для постановки в док. Справа по носу к «Ташкенту» пришвартован один из четырех спасательный буксиров, задействованных для буксировки корабля. 1944 г.
Лидер эскадренных миноносцев проекта 20И «Ташкент». Новое место стоянки корабля после первичного подъема. 30 августа 1944 года лидер «Ташкент» был поднят с грунта и переведен четырьмя буксирами на ближайшую отмель глубиной около 4,5 метров в полутора километрах от места его гибели для дальнейшей заделки пробоин и подготовки для постановки в док. Справа по носу к «Ташкенту» пришвартован один из четырех спасательный буксиров, задействованных для буксировки корабля. 1944 г.

После войны стальные плиты корабля прорезал синий огонь автогена. И для него началась новая жизнь. Кто знает, где сейчас, в каких машинах, кораблях, деталях живет сталь лидера!

Буксировка поднятого на понтонах лидера «Ташкент»  в порт Николаев для последующей разделки корабля на металлолом. Чуть правее на снимке виден спасательный буксир, следующий вправо. На втором плане снимка, стоящий на якоре легкий крейсер проекта 26-бис «Молотов». 1945 г.
Буксировка поднятого на понтонах лидера «Ташкент» в порт Николаев для последующей разделки корабля на металлолом. Чуть правее на снимке виден спасательный буксир, следующий вправо. На втором плане снимка, стоящий на якоре легкий крейсер проекта 26-бис «Молотов». 1945 г.

Начинаем новый мирный рейс. Лаг отсчитывает мили. Их будет много. И моряки пройдут их, чтобы снова вернуться к этим берегам, сделать поворот от Суджукской косы, увидеть город и бухту, постоять в тихом молчании у новороссийских курантов на могиле героев, поставить чемодан в гостинице «Черноморская» у столика администратора — и снова (в который раз!) приметить в вестибюле, на третьей ступеньке, выложенное нем-то из камня светлое слово «мир»...

— из воспоминаний А. Рябикина, 1965 г.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»

-15