Несмотря на то что динамика развития экономики России и Китая имеет разницу, авиастроительная отрасль в обеих странах развивалась по схожим схемам.
В своё время обе страны направлено развивали военную авиацию – это была вынужденная мера, поскольку эта была эпоха холодной войны. В окружении стран Запада бывший друг мог оказаться завтра врагом. Авиастроители западных стран всегда работали на прибыль, усиленно развивая строительство гражданских самолётов, ведь рынок пассажирских самолётов значительно больше рынка военных машин.
Заявить о себе в нише пассажирского самолётостроения в настоящее время пытается и Россия и Китай. Если раньше наша страна имела развитую авиационную отрасль и случившийся кризис отбросил самолётостроение на несколько лет назад, то теперешнее положение дел говорит о том, что всё восстанавливается и будет по крайней мере на прежнем уровне.
Что касается Китая, то создание своего пассажирского лайнера – это прежде всего вопрос престижа и необходимый научно-технический задел на будущее. Но, с доходностью в данной ситуации всё обстоит несколько плачевно – 75% рынка приходится на долю авиакомпаний Boeing и Airbus, которые поделили заказчиков между собой аж до 2025 года.
Без всякого сомнения, продукция этих компаний самого высшего качества, о чём говорит новая и надёжная модель Boeing 787 Dremadreider, в конструкции которой использованы современные композиционные материалы. Сложность строительства этой машины не стало препятствием для компании – она выпустила уже 708 таких пассажирских лайнеров.
Общее количество выпущенных 787 Dremalainer скоро будет сопоставимо с числом построенных за десятилетие Ту-154, не говоря уже о компании Сухого с их сотней самолётов. А если брать широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры, то здесь Россия выглядит неважно, поскольку 30 таких самолётов Ил-96-300, изготовленных нашими самолётостроителями, которые, кроме Кубы, никто не приобрёл и появление в такой ситуации амбициозного проекта CR929 произвело некоторый фурор.
Расскажем более подробно о проекте этого широкофюзеляжного лайнера. Соглашение о его совместном производстве Россией и Китаем было подписано во время визита Путина в КНР в 2014 году. Макет машины был впервые продемонстрирован на авиасалоне в 2016. Самолёт будет брать на борт до 300 пассажиров, разработка его поручена объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Машина рассчитана на три версии – младшая получила обозначение GR929-500, другая имеет индекс GR929-600, а старшая – GR929-700, которая рассчитана на 320 человек.
Первые опытные и серийные машины будут оснащаться американскими моторами, но в 2035 году российское двигателестроительное предприятие в Перми рассчитывает запустить в серию новый мощный двигатель ПД-35. Сейчас даже самолёты Сухого и наш новый российский узкофюзеляжный лайнер МС-21 оснащены зарубежными двигателями, конечно, в перспективе собираются устанавливать наш ПД-14, но для разработчиков совместного проекта в настоящий момент это не так важно.
Финансовое положение России не позволяет самостоятельно разрабатывать такой проект, а Китаю интересны новые технологии, которыми мы располагаем. Создание такого широкофюзеляжника стоит 15-20 млрд долларов. Обе страны принимают участие на равных условиях, инвестируя 50%, китайская Comac предполагает строить металло-композитный фюзеляж, российская компания займётся производством крыла из композиционных материалов, всю машину предполагается собирать в Шанхае. Надо признать, что если бы не российский ПД-35, этот проект самолёта смотрелся бы больше китайско-российским, а не наоборот.
Рассмотрим коммерческую привлекательность этого воздушного судна. Широкофюзеляжники совместного производства будут поставлять в 2026-27 годах, цена одного самолёта будет находитЬся в пределах 118 млн долларов, а стоимость Боинга около 300 млн. По заявлению разработчиков GR929 на пятьдесят процентов будет изготовлен из композиционных материалов и его общий вес будет значительно ниже веса современных самолётов и это плюс.
По всей видимости, потеснить в нише широкофюзеляжных самолётов, таких гигантов, как Boeing и Airbus скорее всего не удастся, машину будет активно закупать сам Китай и пример тому узкофюзеляжный Comac 919, которых Поднебесная приобрела в количестве 750 штук, российский рынок не потянет даже такое количество. Остаётся надежда, что к этому проекту проявят интерес из-за низкой стоимости латиноамериканские страны, государства Африки и Азии.