АВТОР: ИВАН БУЛАВКИН, СИБиТ
Эту статью предложила мне написать Елена Тихомирова, широко известная в наших узких кругах (впрочем, уже не таких узких), генеральный директор компании «Живое обучение» и автор одноименной книги. Пользуясь случаем, еще раз поблагодарю Елену за приглашение на Elearning Elements, в очередной раз в конце мая я с пользой потратил два дня в Москве.
Идея для этой статьи родилась как всегда спонтанно и как всегда в беседе. Идеи, родившиеся подобным образом, как правило бывают интереснее, чем идеи, которые рождались путем сознательных усилий воли по необходимости и за заработную плату. Поэтому, в очередной раз подчеркну необходимость общения и обмена идеями. Тот самый чудесный интерактив, на котором помешано все образовательное сообщество, возможен только в случае обмена идеями, эмоциями, переживаниями и прочими нашими человеческими штучками. На том мир стоит.
Впрочем, поговорить я хотел вовсе не про интерактив или коллаборацию, слишком я темен и не опытен в этом вопросе, оставлю это признанным специалистам в этой теме.
А поговорить я хотел об инфантильности. Так или иначе, но когда-то мы придем к мысли, что человечество упорно движется в сторону всеобщей инфантилизации. О чем я? Тут я вставлю цитату: «…социальный инфантилизм» (social infantilism) – состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующее о нарушении механизма социализации и неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств» (Психологический словарь. М., 2001).
И я сейчас не только про молодежь. Думаю, что не стоит объяснять, что настоящая задача образования, в том числе корпоративного состоит не только и не столько в передаче знаний и навыков, потому как можно много знать и ничего при этом не делать. Главная задача образования – поменять поведение человека, развить в нем любознательность, деятельность, социальную активность. Иначе говоря, образование занимается ничем иным, как взрослением.
Взрослеть тяжело. Взрослея, мы отказываемся от радостей безмятежного детства, отсюда наши психологические кризисы, страхи, стрессы. Оттуда же идолы, мешающие по мнению Ф. Бэкона нашему восприятию действительности и т.д. Все эти преграды на пути взросления и обретения мудрости сидят в нас настолько глубоко, что вытащить их из нас без посторонней помощи невозможно. Борьбой с идолами и демонами на протяжении тысячелетий занимались специально обученные люди и специально разработанные практики. Раньше это были жрецы с шаманами, а благодаря буму психологии начала XX века, мы обрели целую научную область, посвященную нейрофизиологии, нейролингвистике, психоанализу, социальной психологии, культурной антропологии и прочим междисциплинарным исследованиям. Написаны тонны книг, которыми интересуется довольно узкий круг психологов, антропологов, этнологов, археологов и прочих гуманитариев.
Суть всех этих исследований такова: мы ушли довольно далеко от обезьян, но при этом не перестали быть обезьянами. Мы по-прежнему инстинктивно хотим жить, питаться и продолжать свой род, затрачивая на это минимальное количество своей жизненной энергии. Короче говоря, взрослеть тяжело и не особо хочется.
Человечество потратило уйму усилий на то, чтобы сделать социум, мир взрослого человека максимально привлекательным. Есть такая очень хорошая фраза у Честертона: «Человечество — это не табун лошадей, которых мы должны накормить, а клуб, в который мы должны записаться.»
Именно поэтому мир взрослого человека — полноценного члена племени должен иметь привилегии в отличие от неполноценных членов племени. Мир ребенка – неполноценного члена племени состоит из всевозможных табу.
Стать частью мира взрослых на протяжении тысячелетий было очень тяжело, достигнув зрелого возраста члены племени проходили жестокий обряд инициации. Испытания у всех были разные, но объединяло их одно – это было очень тяжело и физически, и психологически. Неофит (подросток) подвергался страшным мукам, терпел лишения, вырывался из мира детства и погружался в священный срединный мир. После издевательства над неофитом происходило чествование нового члена племени, всему племени возвещалось о появлении нового взрослого мужчины, сопровождающееся бурным праздником. К слову, такие праздники сохранились во многих культурах (к примеру, та же бар-мицва).
Обратите внимание, что сегодня путь взросления не слишком тернист, повзрослеть и получить привилегии очень просто, отсюда так сказать «низкое качество» современного взрослого.
После того, как вчерашний ребенок, живший в детском (материнском) мире становился взрослым он вел племя на охоту. Соплеменники загоняли зверя, а новый член племени получал почетное право самому убить зверя. Как правило, именно из клыка этого зверя (либо другой части добычи) новый член получал свой охотничий трофей, который мог служить оберегом или талисманом, символизирующим его мужественность.
Эта упрощенная схема инициации с разными вариациями существовала во всех древних обществах и сохраняется у многих современных дикарей, а также имеет отголоски в традициях, обрядах, мифах, религиях современных народов.
Эта схема глубоко укоренилась в нашем подсознании, так Джозеф Кэмпбелл в своем бестселлере «Тысячеликий герой» вывел формулу мономифа, описывающего рождение героя и описал связь подсознательных процессов психики человека и мифологии.
Поразительно насколько жизнеспособна оказалась мифология применительно к психике человека.
При чем тут e-learning, скажите вы?
По-моему, наши электронные курсы, которые, как правило, заманивают слушателя красивой оболочкой, мотивирующим видео и прочими wow-эффектами не решают проблему мотивации слушателя.
Да, они мотивируют его пройти курс! Но не применять полученные знания!
А нужно нам как раз последнее, поскольку эффективность обучения измеряется результатами в реальной работе, а не баллами в СДО.
Wow-эффект должен быть в конце обучения – это праздник по случаю инициации, праздник взросления. За ним должна последовать первая удачная охота – второй wow-эффект. Ваш продажник должен получить своего первого клиента после прохождения курса по продажам и повесить этот клык добытого им метафорического зверя (пусть и загнанного всем офисом) себе на шею.