Найти тему
Ставропольский Дзен

Без права на ошибку: взрывные будни товарища полковника

Начальник инженерно-технического отделения ОМОН управления Росгвардии Ставропольского края рассказал, с чем приходится сталкиваться специалистам по взрывным устройствам.

Товарищ полковник – действующий специалист органов правопорядка, поэтому имя попросили не называть. В его компетенции всё, что может взорваться. На службе он имел дело и со «спрятавшимися» со времён вооружённых конфликтов снарядами, и с самодельными взрывными устройствами, целью создания которых была смерть как можно большего количества людей.

-2

Причиной для беседы стал недавний случай. В апреле прохожие нашли в Елагином пруду Ставрополя подствольный гранатомёт и два заряда к нему. Прибывшие на место инженеры-сапёры ОМОН обезвредили боеприпасы и передали их следователям. Вероятно, кто-то таким образом пытался избавиться от ненужного оружия, но это лишь догадки.

Тем не менее, после находки возросло беспокойство людей: а что, если таких снарядов разбросано много?

- У нас не опасный регион, – комментирует товарищ полковник. Он отмечает, что на Ставрополье такие находки случаются всё реже. Но необходимо соблюдать бдительность и знать, что делать в подобной ситуации.

-3

По словам специалистов, если во время каких-либо раскопок человек наткнётся на снаряд или что-то похожее, стоит отойти подальше, ограничить доступ людей и как можно скорее оповестить экстренные службы.

Не следует пытаться достать подозрительный предмет самому, разобрать его или спрятать. То же самое касается и брошенных сумок, коробок или каких-либо уличных находок, которые могут оказаться самодельным взрывным устройством

Однако, к счастью, чаще всего вызовы оказываются ложными.

-4

- Был случай, когда мы выезжали на вызов: кто-то закопал коробку в кустах, а это увидела соседская бабушка. Мы оцепляли район, откапывали, доставали, а там – труп кошки. Похороны домашнего питомца были, – рассказывает полковник.

Но так спокойно было не всегда.

Раньше земля хранила больше «отголосков» военных конфликтов. Чаще – чеченских воин, которые «наследили» на Ставрополье бесхозным оружием. Меньше боеприпасов осталось со времён Великой Отечественной войны
-5

- Был период, когда часто выезжали в Александровский район. Там чёрные копатели нашли участок местности, где производился обстрел. Они постоянно находили боеприпасы и звонили, а мы приезжали, бывало, за неделю по несколько раз, – говорит взрывотехник.

Сейчас же основная причина выездов сапёров – это проверка объектов перед массовыми мероприятиями. Скоро будет горячая пора: перед первым сентября нужно будет проверить все школы края.

-6

Самым памятным в карьере случаем для товарища полковника остаётся выезд в 2010 году. Тогда у кафе «Глория» была обнаружена машина с мёртвым таксистом внутри. На переднем сиденье лежала коробка с торчащими из неё проводами.

Наш собеседник тогда в составе сапёрного подразделения выехал на место. В течение нескольких часов под летним солнцем они в специальных защитных костюмах разминировали машину. В ходе задания выяснили, что в баке спрятано второе устройство. Если бы сработало первое и вокруг собрались люди, второй взрыв унёс бы больше жизней.

-7

Тогда множество людей спасла случайность, но в тот момент, когда сапёры исследовали машину, они этого не знали и понимали, что опасность может проявиться в любой момент. Боялись ли они?

- Об этом нет времени думать. Мы выполняли задачу, – резюмирует товарищ полковник.

Текст - Никита Пешков