Часто верующие приходят к Господу в молитве за свои насущные нужды. И правда, Бог дал множество обещаний позаботиться о Своих детях. Но только ли этого Он от нас ждёт?
В Деяниях Апостолов есть такая замечательная фраза, всего лишь одно предложение о жизни Давида:
Давид в своё время послужил к изволению Божию, почил и приложился к отцам своим и увидел тление.
—Новый Завет, Деяния Святых Апостолов 13:36
Вот, в общем-то, вся жизнь человека уложилась в одно предложение. Но наверное, это была бы прекрасная эпитафия, надгробная надпись на памятнике любого человека, который посвятил свою жизнь Богу. Разве это не замечательно, если бы о каждом из нас было бы сказано нечто подобное? «Сергей, Мария, Владимир или Дарья — в своё время, послужив к изволению Божию, почил(-а) и приложился(-ась) к отцам своим». Это очень глубокая фраза, поскольку здесь говорится не просто о жизни, а о судьбе, которая была предана воле Божьей. Здесь говорится о том, что человек не просто просуществовал какое-то время, но вся его жизнь была исполнением Божьих интересов, Божьей воли, послужила Божьей славе и ради этого стоит жить. Жить ради Божьего изволения, ради Божьей славы, ради Его целей, ради Его интересов. Если бы каждый из нас мыслил таким образом — жить, исходя из интересов Божьих — то, наверно, мир сегодня был бы другим. Но сегодня мы здесь с вами в том мире, каков он есть, поэтому нам сегодня нужно говорить о том, что значит жить, исходя из интересов Божьих и Его целей.
Но прежде давайте мы поговорим вот о чём. Размышляя на эту тему, я прихожу к выводу, что существует два подхода к взаимоотношениям с Богом. Первый подход — когда я выстраиваю свои отношения с Богом, исходя из своих интересов. И второй подход — когда я выстраиваю свои отношения с Богом, исходя из Его интересов. Впрочем, наверно, ярким таким примером являются заповеди Господни, которые многие из нас знают наизусть, и как правило, заповеди имеют обетования. Например, если я буду исполнять Божью заповедь почитания родителей, то по отношению ко мне это обернётся так, что дни мои продлятся, и я буду долголетен на земле (см. Исход 20:12).
Вот ещё несколько примеров заповеди с обетованием.
Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживает язык свой от зла и уста свои от лукавых речей
—Новый Завет, Первое послание Петра 3:10
Смотрите, как взаимодействует исполнение Божьих заповедей с обетованиями, которые Бог даёт уже при этой жизни: долголетие, добрые дни.
Ещё один пример:
Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем
—Новый Завет, Послание галатам 6:9
Посмотрите, ещё одна заповедь с обетованием: делай добро — и ты пожнёшь это в своё время, если не ослабеешь. То есть, что ты делаешь доброго — это доброе к тебе и вернётся.
Ещё пример:
Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную
—Новый Завет, Первое послание Тимофею 2:2
Посмотрите, заповедь с обетованием: если я буду совершать молитвы и прошения, моления за всех людей, за власти, то как это обернётся мне — тихой, безмятежной жизнью.
И этот список можно продолжать. На самом деле большая часть Божьих заповедей имеет обетование. То есть, если ты будешь исполнять Божьи заповеди, то это всегда будет обращаться тебе благом. И вот, мы это очень легко воспринимаем с самого начала, с первых шагов следования за Господом. Мы так воспринимаем Бога: мы исполняем Его заповеди, и нам это выгодно, нам это воздаётся. Да достаточно вспомнить учение о десятине: многие жертвуют десятину просто потому, что знают это из практики, что это лучший способ выхода из финансовых затруднений:
Принесите все десятины в дом хранилища , чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: «Не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»
—Ветхий Завет, Книга пророка Малахии 3:10
Всё Писание наполнено заповедями, которые имеют земные обетования, имеют некое воздаяние для нас, чтобы мы не были брошенными, обиженными или обескровленными. И мы очень легко это воспринимаем. И вот, Апостол Павел констатирует такую печальную мысль: «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Филиппийцам 2:21). Мы очень часто уподобляемся людям, о которых пишет Павел. Он говорит, лишь немногие как, вот например, Тимофей — верный ученик, который ищет того, что угодно Иисусу Христу, — а так в основном все ищут своего. И это констатировал Павел в те ранние времена, когда Церковь была очень горячей. И вот, я бы хотел задать всем нам, включая себя, вопрос, давайте задумаемся: каково это, подойти к Богу, исходя не из своих нужд и своих интересов, а из Его интересов? Давайте попробуем просто услышать такие слова, произносимые нашими же устами: «Господи, а каковы Твои интересы? А что Тебе нужно? Что для Тебя является самой большой ценностью? Я хотел бы участвовать в исполнении Твоих интересов, даже если мне это ничем не воздастся». Попробуйте произнести эту молитву.
Мне это напоминает размышления взрослого человека. Когда в семье рождается ребёнок, чьими интересами он обычно руководствуется? О чём думает ребёнок, когда живёт в семье? Руководствуется ли интересами своих родителей? Нет, когда он родился, он просит только о том, что нужно ему. И это естественно, так устроена жизнь: рождается член семьи, и он живёт, исходя из своих интересов. А у него их очень много: он хочет кушать, отдыхать, спать, играть, он хочет, чтобы у него всё было. И он естественным образом просит об этом своих родителей. С какого момента ребёнок становится взрослым? Когда появляется какая-то ответственность, и сфера интересов у него меняется. Когда он начинает думать не только о своих собственных интересах, а об интересах родителей и о том, в чём они нуждаются, что для них является самым важным, чем он может послужить интересам моих родителей. Когда ребёнок впервые начинает думать об этом, с этого момента он уже взрослый человек — изменился его вектор мышления.
К сожалению, многие люди, уже прожив многие десятки лет, по-прежнему не думают о нуждах родителей, а думают только о своих. Мы знаем много примеров, когда дети живут на пенсию родителей и только надеются, что родители подольше проживут, чтобы пенсия ещё оставалась. Несмотря на то, что по годам это взрослые люди, но по мышлению это ещё дети — они думают только о своих интересах и не думают о нуждах родителей.
Наша сегодняшняя тема напоминает взаимоотношения между родителями и детьми: как мы относимся к Богу. Хотелось бы сегодня поговорить на духовную взрослую тему: а каковы интересы нашего Небесного Отца? Для нас так естественно быть детьми Божьими и приходить к Нему с нашими потребностями и нашими нуждами, но давайте всё-таки зададимся вопросом: а каковы интересы Бога, нуждается ли Он в чём-либо, какие у Него ценности, что для Него важно? Но прежде, чем мы об этом поговорим, давайте зададим себе вопрос честно: а каковы интересы у нас, верующих людей?
Кого-то вообще, по-честному, беспокоит экономический кризис или нависшая военная угроза? Пережить угрозу санкций — в наших интересах, мы об этом думаем, приходя в магазин за продуктами? А те, кто работает в своём деле, вас беспокоит спад спроса на ваши услуги? Нас беспокоит состояние наших детей, мы думает о том, чтобы они были обеспечены. А как насчёт здоровья? Это нормально, это естественно. Мы пишем в записках наши нужды и молимся в конце богослужения о том, чтобы дети сдали экзамены, сын нашёл работу, поправилось здоровье брата или сестры.
А каковы интересы Бога? Я хотел бы рассмотреть несколько текстов. Притча о жемчужине в 13 главе Евангелия от Матфея: «Царство Божье подобно купцу, ищущему драгоценные жемчужины». В этой притче раскрываются интересы нашего Господа, это Он ищет драгоценные жемчужины и, «нашед одну из них, продаёт всё, что у него есть, и приобретает её». Для Бога ценно Его Царство. Это притча о Царстве Небесном. Это самое дорогое, что есть у Бога. Может быть, это нас обижает тем, что это не совсем соответствует нашим интересам, но у Бога есть конкретный интерес — Его Царство, чтобы оно наступило, росло и развивалось. Это интересы нашего Небесного Отца. О чём ещё говорит Писание, что является ценным для Бога?
В книге Деяний приводится текст проповеди Апостола Павла в Афинах, в Ареопаге. И там, среди многих слов, которые он говорит, есть такие слова:
От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не найдут ли Его и не ощутят ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас
—Новый Завет, Деяния 17:26-27
Итак, Бог сотворил народы, сотворил племена, определив для них место и время для обитания, но при этом создаёт для них такие условия, чтобы они Его искали, не найдут ли Его, не ощутят ли Его. Бог хочет, чтобы все народы земли нашли Его, ощутили Его, поклонились Ему, воздали Ему славу. Это интерес Бога, это является Его ценностью — чтобы народы Его нашли.
Ещё один пример в тексте:
Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины
—Новый Завет, Первое послание Тимофею 2:3–4
Он хочет, чтобы все люди спаслись. Итак, в Его интересах спасение народов и даже каждого отдельно взятого человека.
Вот интересы Бога. Как они могут пересекаться с нашими? Наши интересы отражены в записочках, Его интересы отражены в Священном Писании. Давайте теперь попробуем это как-то наложить, совместить. И получается очень интересная картина: отстаивая интересы Бога, мы восполняем наши собственные потребности. Бог так устроил в Своём Царстве Его законы и принципы, что они действуют следующим образом: позаботься об интересах Бога, а Бог тебя не оставит — Он позаботится о твоих интересах. Все твои интересы — у Бога в сердце, Он о них знает. Но Он наш взгляд направляет на Его интересы.
В Нагорной проповеди есть текст: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, а это всё приложится», — а что «всё»? Выше в контексте говорится о том, что люди мира сего, язычники, постоянно ищут, тревожатся, беспокоятся, они постоянно находятся в поиске что поесть и во что одеться. И Христос говорит: «Ищите прежде Царства Божия, а это всё приложится вам» (Евангелие от Матфея 6:33). Вот заповедь с обетованием, но смотрите, с каким новым взглядом мы на неё смотрим: «ищите Мои интересы, достигайте их, а Я позабочусь о ваших».
Другой текст: «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли» — то есть очень многое оставить ради чего? Что может быть более ценным, чем дом, дети, родители, имущество, земля? «...ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Евангелие от Марка 10:29-30). Христос говорит с нами, как со взрослыми: «У Меня есть интересы — Моё Царство, Моё имя. Если вы готовы в поисках Моих интересов, в осуществление Моих чаяний на всё, Я обещаю вам: вы не будете оставлены, Я позабочусь о том, что все ваши потребности будут восполнены во сто крат». Возможно, это гипербола и не стоит заниматься арифметикой, но очевидно, что в этих словах сокрыто желание Христа обратить наш взор от записочек к Его интересам, к Его Царству.
Я бы не смел говорить обо всём этом, если бы не испытал это в своей жизни. Однажды, когда у нас был особо тяжёлый период в жизни, когда дети рождались один за одним, а мы жили в маленькой тесной квартире, у нас было уже пятеро детей, и мы реально ощущали перенаселение. Когда в четырёхъярусной кровати спали дети, в маленькой 6-метровой комнате, и пятый ребёнок лежал в маленькой кроватке, мы с супругой размышляли: слава за всё Богу, конечно, но ещё 3 года, и этой кроватки будет мало для нашей пятой дочки, куда мы её тогда положим? И сказали об этом Богу: «Господь, вот реальная ситуация, мы Тебе благодарны за то, что дал нам столько детей, но у нас есть нужда — куда мы будем класть наших деток?» Мы даже не думали о том, что им всем надо будет давать образование, что каждого из них придётся когда-то женить, выдавать замуж... Мы думали о том, что сегодня, здесь и сейчас у нас возникает проблема. И как-то в молитве мы очень чётко услышали в своём сердце голос Божий: «Позаботьтесь о Моих интересах. Позаботьтесь о Моём доме — а Я позабочусь о вашем». Это было так ясно сказано в молитве, когда мы встали вместе с женой и просто получили глубокий мир, зная, что Бог позаботится о нашем доме. И действительно, у нас теперь свой дом, но мы прекрасно понимаем, что дом — это то, что Бог дал для того, чтобы мы этим служили Ему. Он позаботился о нашем доме, но при этом мы постоянно чувствуем ответственность заботиться о Его доме, о доме Божьем, о Его интересах. И мы знаем о том, как это в реальной жизни работает.
Если вы хотите восполнить свои собственные интересы, отложите их на второй план. Поставьте Его интересы самым важным приоритетом в вашей жизни, и вы просто будете видеть, как Бог восполняет ваши потребности. Но при этом очень важна мотивация, почему я делаю то, что я делаю. В свете этих размышлений мне кажется особенно чудовищной ересью учение о «благосостоянии святых»: некоторые проповедники очень дерзновенно утверждают, что верующие люди должны преуспевать и быть богатыми, состоятельными, здоровыми. Есть такое учение, и оно направляет людей на ложные ценности, потому что говорит, что это и есть цель — быть успешным, и это показатель твоих правильных взаимоотношений с Богом. Но читая в Евангелии слова Иисуса Христа, я вижу совершенно другую картину: успешным должно быть Царство Божье, это должно быть самым главным интересом для меня, моей семьи и церкви. А вопрос моего успеха, благополучия и здоровья — это даже не моё дело, а вопрос обеспечения Божьего для меня. Главная мотивация — это любовь к Богу. Давайте вспомним в 1 Послании коринфянам 13-ю главу, где Апостол Павел говорит, что если я имею всю веру, имею различные чудотворные способности и говорю не только человеческими языками, но и ангельскими, и если я даже своё тело готов отдать на сожжение, но при этом во мне нет любви, то я ничто, нет мне в том никакой пользы, я лишь кимвал звучащий. Всё это говорит о том, что главная мотивация в нашем хождении перед Богом — это наша любовь к Богу, а не решение наших собственных проблем. Это и есть подход к отношениям с Богом, исходя из Его интересов.
Вот несколько практических применений. Бог рассматривает нас, как Своих партнёров, соработников. В Послании коринфянам Павел говорит: «Мы соработники у Бога» (1 Коринфянам 3:9), то есть Павел посвятил свою жизнь работе на ниве Божьей: «Бог работает — и я с Ним» — вот мышление Павла.
Возникает вопрос: а кто из живущих на земле должен быть наиболее заинтересован в расширении Божьего Царства здесь на земле? Какие есть силы здесь на земле, которые могли бы решать его интересы? Например, Организация объединённых наций — всемирная мощная, ресурсная организация, имеющая вес и влияние в мире. Почему бы ООН не заняться продвижением интересов Божьего Царства на земле? Или, например, НАТО? Ну, хорошо, российский бюджет — почему бы государству не задуматься о распространении Божьего Царства в мире и в бюджете РФ сделать многомиллиардную статью на эту цель? Как бы это выглядело? Да, это нонсенс. В чьих же тогда интересах Божье Царство? Это наши интересы — Церкви. А раз это наши интересы, тогда возникает вопрос: кто будет поставлять персонал, подготавливать работников для этой задачи? Кто будет финансировать эту задачу? Ну конечно же, это то, что принадлежит нам.
И в заключение я хотел бы прочитать ещё один текст, который говорит о принципе Божьем:
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу
—Новый Завет, Второе послание коринфянам 9:10-11
Контекст этого отрывка таков: Апостол Павел говорит об участии в нуждах святых. И он говорит о том, что мы не можем закрыть своё сердце, зная, что где-то в Теле Христовом есть нужда. Это неправильно, это противоречит единству Тела Христова, это противоречит Божьим интересам. И он говорит о том, что Бог заботится о том, чтобы обеспечить нас всем необходимым: и семенем, и хлебом в пищу. Но при этом, давая всё этом нам, он говорит нам о том, что Бог делает нас богатыми на всякую щедрость. Бог, обеспечивая нас, хочет, чтобы мы были соработниками, чтобы мы, принимая от Бога Его благословения, понимали, что Бог даёт это не только нам, но через нас для реализации Его интересов. Мы лишь как посредники, но это мы решаем, что мы оставляем себе, а что мы даём для Божьего Царства.
Молитва Господня, молитва «Отче наш», очень многому учит нас. В ней сокрыты основные принципы молитвы, и мы хорошо видим в этой молитве, где проходит грань между нашими интересами и Его интересами. Давайте вспомним содержание этой молитвы:
«Отче наш, сущий на небесах.
Да святится имя — ТВОЁ.
Да приидет Царствие ТВОЁ.
Да будет воля ТВОЯ».
А теперь:
«Хлеб НАШ насущный дай НАМ на сей день.
Прости НАМ долги НАШИ, как и мы прощаем должникам НАШИМ,
и не введи НАС в искушение,
но избавь НАС от лукавого».
—Евангелие от Матфея 6:9-13
Вы видите, как интересно устроена молитва Господня! Сначала мы молимся о Его интересах: пусть имя Твоё будет прославлено, станет известно среди всех народов, пусть Твоё Царство наступит и Твоя воля будет осуществляться на земле, как на небе; а потом мы говорим о наших нуждах. Но очень часто, во всяком случае у меня так было, как только я выучил эту молитву наизусть, первые три интереса Божьих проскакивают как какое-то вступление к молитве, а сама молитва начинается с хлеба насущного. Но нет, молитва Господня — с самого первого стиха: «Да святится имя Твоё». Вот, как учит нас Господь молитвам. Вот, как Он выстраивает приоритеты в нашей жизни. Поэтому сегодня Он хочет обратить наше внимание на Его интересы.
Пусть Господь поможет нам думать о Его интересах. А каковы на самом деле Его интересы здесь и сейчас? Вот мы сегодня собрались здесь, как партнёры или соработники Бога, мы — сила, у нас есть от Бога все необходимые благословения, духовные дары и материальные благословения. Мы богаты всем необходимым и даже с избытком. И вот, мы, как сила Божья, как Церковь, Божий народ — как можем послужить Его интересам? Какие есть сегодня нужды у Его Царства? Знаем ли мы, что сегодня наша область, к примеру, даже если мы не будем далеко заглядывать, это сплошные «белые пятна» с точки зрения благовестия. В какой районный центр мы ни придём, мы будем искать днём с огнём евангельских верующих, и в большинстве случаев мы их там не найдём вовсе — туда Царство Божье ещё не продвинулось. Но при этом у нас есть от Бога всё необходимое, чтобы Царство Божье пришло и туда.
Сегодня мы не говорили о миссии, но мы говорили о Божьих интересах, а Божьи интересы, в общем-то, это и есть Его миссия. Его желание — чтобы все народы земли были спасены, чтобы каждый человек хотя бы услышал Евангелие и имел возможность выбрать Добрую весть. Пусть Господь благословит нас повзрослеть. Понятно, что за одну проповедь невозможно изменить своё мировоззрение, но пусть это будет по крайней мере началом размышлений о том, что «я — взрослое Божье дитя, и сегодня я хочу думать о Его интересах больше, чем о своих собственных». Да благословит нас в этом Господь. Аминь.
Владислав Александрович Комбаров, пастор церкви Возрождение евангельских христиан-баптистов Волгограда