Как реставрировали древние фрески площадью в половину футбольного поля и о других сенсационных работах итальянских реставраторов.
Гости из Италии, участвовавшие в российско-итальянском семинаре «Актуальные проблемы реставрации фресковой живописи», который состоялся в Великом Новгороде, высказали немало слов восхищения в адрес новгородских реставраторов, занимающихся возрождением настенной живописи в древних храмах.В течение двух дней итальянцы знакомились с историческими памятниками Великого Новгорода и его окрестностей и работой специалистов Центра реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника.
Со своей стороны итальянские учёные представили на семинаре доклады о том, как реставрируются и сохраняются настенные росписи знаменитых мастеров итальянской живописи в музейных комплексах различных городов.
Обмен опытом, судя по отзывам, был чрезвычайно полезен обеим сторонам. Полученная информация пригодится не только в профессиональной деятельности. Одна из новгородских участниц семинара сказала мне, что собирается в путешествие по Италии и теперь построит свой туристический маршрут так, чтобы увидеть именно те исторические объекты, о которых шла речь на встрече с итальянскими реставраторами.
Открывался российско-итальянский семинар докладом «Фундаментальные моменты в реставрации настенных росписей в Италии». Представил его Джорджо БОНСАНТИ,преподаватель университета Флоренции, член Комиссии по аккредитации учебных заведений и надзору в области преподавания реставрационного дела. Мы полностью записали выступление итальянского учёного и публикуем его, потому что, как нам кажется, рассказанное может быть интересно не только специалистам, профессионально углублённым в процесс сохранения фрескового наследия.
«Site-specific»
- Несколько сжато я расскажу, чем мы занимаемся в Италии, какие мысли высказываются в Италии по поводу работ в области консервативной реставрации. Это относится как к истории проведения реставрационных работ, так и к истории применения различных реставрационных техник.
Джорджо БОНСАНТИ
Мне хотелось бы обратить внимание на то, что в обычном международном языке существует определённый термин «фреска», который обозначает настенную живопись. Но всё-таки более профессионально использовать термин «настенная живопись». Этот термин используется в двух очень важных публикациях наших авторов - «Консервация настенной живописи», опубликованной в 1977 году, и «Настенная живопись. Техники, проблемы консервации» 1990 года.
Первое, что я хочу сказать: настенные росписи - это особенная живопись, она отличается от других видов живописи. Настенная живопись создаётся в том месте, для какого она была задумана, как говорил нидерландский живописец Ян ван Эйк в 1434 году.
Те, кто работают в музеях или в области охраны национального художественного достояния, знают, что когда мы дотрагиваемся до определённых шедевров, которые были сделаны великими людьми - для нас в этом случае речь обычно идёт всегда о Микеланджело, Леонардо, Рафаэле - то мы осознаём, что они также притрагивались к тому, что стало великолепными шедеврами, и мы ощущаем действительно какое-то благоговение в этот момент.
Настенная живопись – это действительно тот вид искусства, который великие живописцы, великие мастера делали именно для определённого места, именно по какой-то определённой программе. И существует даже такой термин «сайт специфик» - как говорят сегодня, инсталляция инсталлируется в определённом пространстве, это даже для современного искусства достаточно типично. Настенная живопись создана именно для того места, где она производится.
Месседж мастера
- До сегодняшнего дня существуют определённые дискуссии по поводу того, каким образом можно сохранить настенную живопись. Потому что если мы будем говорить о древнем Риме, мы помним, что там просто откалывали куски стены с настенной живописью для того, чтобы перевезти их. Техника называлась «отделение блоком», когда действительно большим блоком, на котором были изображены произведения настенной живописи, откалывали и перевозили на другое место. Если говорить об этой технике, её применяли также и в период Возрождения, допустим, «Воскрешение» Пьеро делла Франческа перевезли как раз таким блоком. И мы это обнаружили в процессе выполнения последних реставрационных работ.
Для меня всегда парадоксом остаётся особенность настенной живописи: тот месседж, та мысль, которую хотел передать мастер, сосредоточена в виде письма на очень тонком слое штукатурки. Какие же усилия нужны для того, чтобы эти послания сохранить.
Естественно, существуют другие различные техники, где отделение производится тонким слоем штукатурки, или когда отделяется только тончайший слой красочной плёнки. И вы видите здесь различные изображения, когда или отделяется настенная живопись со штукатуркой, тончайшим слоем, или только красочным слоем.
В принципе, эти виды реставрационных работ имеют свою цель. И цели эти разные. Потому что когда произведения искусства вывозили из Рима, скорее всего их хотели представить как трофеи. А когда мы говорим о способах реставрации, то здесь речь идёт именно о сохранении произведений искусства.
Вот несколько примеров различных настенных видов живописи Кватроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento - «тысяча четыреста», общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения – Н.М.) в Болонье, в пинакотеке Ватикана.
Отделение настенной живописи – это достаточно редкий вид реставрационной техники, потому что мы на сегодняшний день обладаем другими реставрационными методами, которые нам могут помочь законсервировать настенную живопись и отреставрировать её на месте.
Несколько лет назад, в 2014 году в Равенне была проведена очень интересная выставка фресок, которые отделили от своей базы. Выставка называлась «История и теория. Техника и этика отделения фресок» и проводилась, чтобы действительно привлечь внимание к этой практике реставрации, потому что она затрагивает разные проблемные категории, в том числе и этические.
Если говорить об этой технике, можно вспомнить гроты Кызыла в Синьцзяне, в западной части Китая (это буддийский пещерный комплекс, растянувшийся на 2 км, включающий множество пещерных храмов, вырезанных в скале – Н.М.). Настенные изображения датируются V-VII веком нашей эры. Там и сейчас существует определённое количество настенной живописи, но она находится в ужасном состоянии, а некоторые фрагменты можно увидеть на выставках в Париже или же Вашингтоне. Мы можем увидеть, насколько теряют объекты живописи, когда они находятся вне своего обычного пространства, для которого были созданы.
«Консолидация» при помощи гвоздей
- Мы должны оценить работу, которую проводят реставраторы для того, чтобы поддержать, сохранить те произведения настенной живописи, которые существуют сегодня.
Если будем говорить о практике, которая была ещё в XVII веке, нам интересен опыт художника Карло Маратта, который проводил реставрацию фресок Рафаэля в музее Вилла Фарнезина в Риме – это знаменитая фреска «Триумф Галатеи», а также произведений Аннибале Карраччи в Палаццо Фарнезе в Риме.
Карло Маратта впервые выполнил реставрационную работу, и он думал прежде всего о том, каким образом оградить от атмосферных влияний ту среду, где находятся произведения настенной живописи. Вода, проникавшая с верхних этажей, приводила к отслаиванию штукатурки. Поэтому Маратта использовал железные гвозди, которыми он фиксировал штукатурку на стене, затем покрывал штукатуркой головки гвоздей и пастелью проходил ещё раз по изображению, потому что пастель в принципе легко снять.
Уже тогда особенно говорили о принципе реверсивности. Сейчас мы видим работы Аннибале Карраччи – на них незаметны исторические следы реставрации. Фиксация при помощи гвоздей очень часто использовалась в XIX веке, допустим, как на фресках Джотто в Падуе. Сейчас, конечно, не применяют металлические гвозди, используют пластмассы, сталь или алюминий.
Начиная же с 70-х годов XX века применялись акриловые смолы, вы все прекрасно знаете акриловую смолу «паралоид Б-72». Но было доказано, что акриловые смолы имеют достаточно серьёзные противопоказания, потому что образуются сульфаты. Карбонат кальция преобразуется в сульфаты, и всё загипсовывается, особенно если существует достаточно большой уровень влажности, что очень часто случается, когда мы говорим о местах расположения настенной живописи. Поэтому прежде всего необходимо отрегулировать вопрос влажности внутри помещения, где находится произведение искусства.
Более того, существует ещё одна проблема – изменение хроматической гаммы. На изображении фрески Франческо Пармиджанино вы видите маленький квадратик вверху. Это не начало расчистки произведения, как может показаться на первый взгляд, это тот участок, который реставратор 30 лет назад не смог обработать при помощи смол. Всё остальное изображение смолой обработано, и, видите, какое произошло изменение хроматической гаммы.
Первое применение неорганических материалов для «консолидации» слоёв фрески художника Фра Беато Анжелико произошло в 1969 во Флоренции в церкви монастыря Сан-Марко. Там использовался гидроксид бария.
Лазер вместо щёток
- Конечно, все техники требуют определённого способа применения. Можно использовать одну и ту же технику на всёй площади фрески, но лучше их смешивать в зависимости от состояния различных участков. Нельзя, например, постоянно использовать смолы, накладывая их одна на другую, слой за слоем.
Если речь идёт о технической стороне реставрации настенной живописи, то в качестве самого сложного образца можно привести реставрацию произведения 60-х годов Кватроченто «Обретение Святого Креста» Пьеро делла Франческа, которое находится в церкви Святого Франциска в Ареццо. И работы, которые выполнили мастера флорентийской мастерской обработки самоцветов.
Этот реставрационный цикл включил в себя все типологии работ, которые применяются в отношении настенной живописи. И даже необычные, для того, чтобы реставрировать пробоины, оставшиеся после выстрелов, произведённых французскими солдатами. Очень часто, уже в 60-х годах XX века использовали акриловые смолы для того, чтобы исключить, насколько это возможно, большие повреждения фресок, чтобы затем применять другие техники.
Что касается защитных веществ, то нами была изучена возможность применения искусственных оксалатов, различных известковых материалов, прежде всего для исключения проникновения влаги. Но вопрос применения этих материалов ещё достаточно дискуссионен.
За последние 15 лет, что касается очистки произведений, были достигнуты очень хорошие результаты при использовании лазера. Не только для того, чтобы убрать неровности или известковый налёт, или какие-то загрязнения, что раньше делали механически и тем самым наносили большой ущерб произведениям. Затем, во второй половине XIX века стали использовать гели из агар-агара, чтобы механически не разрушать произведения. Твёрдый гель из агар-агара - это натуральный материал с хорошими абсорбирующими свойствами.
Вновь прочитать красоту
- Если реставрация производится там, где фрески изначально были размещены, иногда бывает тяжело работать на месте их фиксации. Естественно, было тяжело и мастерам-живописцам, которые над фресками трудились. Посмотрите, это автопортрет Микеланджело, он себя изобразил немножко в юмористическом ключе. Он всегда работал, запрокинув голову, и сам писал, что все краски, которые он использовал, оказывались на его лице, капали на его лицо.
Мы работали над реставрацией гигантского купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, фрески которого создали Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро. Речь идёт о 3600 кв. метрах фресковой живописи, и реставрационные работы были выполнены в середине прошлого века.
Если об этом говорить подробно, мог бы получиться целый дидактический рассказ о том, какие методы применяются в реставрации. Потому что Вазари работал письмом по влажной штукатурке, а Цуккаро писал по сухой штукатурке. Поэтому, естественно, нами применялись разные методы реставрации. Кроме того, были выстроены многоярусные леса, сооружены сложные инженерные устройства.
В первые годы нынешнего века были сделаны сенсационные открытия. Например, это касается открытия и реставрации произведений Сиенской школы живописи, произведений мастера XIII века Дуччо ди Буонинсенья.
Чтобы вернуть к жизни эти великолепные произведения, для начала нужно было очистить от строительного мусора подземную крипту собора в Сиене и отреставрировать пол.
Только мы начали очищать помещение и открывать поверхности от нагромождений, появились великолепные фрески. Но необходимо оказалось ещё отреставрировать потолок и часть пола, находящиеся над криптой. Сегодня это великолепный музейный зал, в котором мы можем любоваться прекрасными работами мастеров живописи и оценить качество работы реставраторов.
Надо отметить, что общественность с большим вниманием относится к реставрационным работам, которые касаются настенной живописи, и находкам, с ними связанным.
Самые известные образцы настенной живописи, которые были найдены в результате археологических работ в середине прошлого века – это произведения Мазаччо в капелле Бранкаччи (часовня в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции – Н.М.), здесь истоки живописи Возрождения.
И затем рисунки Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане. Вот то, над чем трудились реставраторы. Свод. Фреска Страшного суда на алтарной стене…
Все фигуры, детали настолько красочны, выглядят, действительно, потрясающе.
А это трагический автопортрет Микеланджело, который обернул себя в кожу святого Бартоломео.
Что касается реставрационных работ в Ватикане, были отреставрированы две сцены Капеллы Паолина - это «Обращение святого Павла» и «Распятие святого Петра», практически последние произведения Микеланджело, который пребывал в пожилом возрасте, ему было около 70 лет.
Об этих реставрационных работах мы не рассказывали широкой публике, и общественность о них не знала, потому что Капелла Паолина – это частные владения Папы.
В конце прошлого века были проведены огромные реставрационные работы монументальной росписи «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Видите небольшие участки естественных цветов Леонардо, которые остались. Реставрационные работы были сложные, очень деликатные, очень осторожные и аккуратные. То, что со временем практически осталось от оригинальной настенной живописи – это малый процент. Но удалось реконструировать контуры и формы на изображении благодаря качественной реставрационной работе. Видны детали, которые совсем не просматривались перед началом реставрационных работ.
Очень важно было передать ощущение той оригинальной прекрасной живописи, которую оставил великий мастер. Восстанавливая, объединяя небольшие участки росписи, мы смогли дать то прочтение, которое предполагалось при создании этого произведения.
Конечно, существуют базовые методы проведения реставрационных работ настенной живописи, но главное заключается в их результатах - исторических, эстетических, - которых достигают на сегодняшний день реставраторы, позволяя нам снова прочитать красоту древних изображений.