Найти тему
Executive.ru

Чему бизнес мог бы научиться у панков

Константин Корепанов

Что такое DIY, как работают коллаборации и как нужно относиться к своему делу.

Члены субкультурного сообщества многому могут научить бизнес. Предприниматели из андеграунда советуют: занимайтесь тем, что действительно вам нравится, отражает ваши собственные идеи и мечты, вкладывайте душу в свой бизнес. Создайте круг лояльных клиентов-друзей, обратитесь за помощью к коллегам, а главное – не забывайте об этических принципах, и люди к вам потянутся.

Что такое панк

Принято считать, что панк-культура возникла в 70-х годах ХХ века в США, а затем и в Европе. Тесно связанное с одноименным музыкальным стилем, тем не менее само движение изначально было значительно шире него, а с развитием и вовсе стало полноценной субкультурой и объединяет буквально все сферы жизни – от большого спорта до, даже, большой политики.

Но даже узкоспециализированное направление музыкальных интересов обслуживает целая индустрия: это и организация концертов и туров, и выпуск новых релизов на носителях, и их распространение, и множество других видов, по сути, коммерческой деятельности. Но панки не хотели на этом зарабатывать. Как это ни парадоксально звучит, в первую очередь ни одна группа, ни один лейбл, ни одно концертное агентство под управлением панк-комьюнити не рассматривало свою деятельностькак источник дохода.

Так, например, легендарная группа Fugazi за все время своего существования (примерно с 1987 по 2002) ни разу не подписала ни одного коммерческого соглашения со сторонними организациями, ни разу не выполнила ни одного коммерческого заказа. Цена билета на их шоу никогда не превышала пяти долларов, а на диски – десяти. Это не помешало коллективу трижды попасть в чарты Billboard. Парни содержали собственный рекорд-лейбл Dischord Records, на котором до сих пор продолжают записываться и выпускаться группы почти со всего восточного побережья США.

Аналогичных примеров в истории субкультуры десятки, если не сотни. Коллективы основывают лейблы, локальные промоутеры объединяются в континентальные букинг-компании, дизайнеры создают коллаборации со скейтерами и брендами… Но все эти «стартапы» объединены едиными принципами.

Как работают этические принципы

Наталья – совладелец небольшого бизнеса в центре Москвы. Он объединяет несколько направлений: бар «Punk Fiction», ресторанный проект «Veganga» и несколько коллабораций, например, со скейт-парком «Sababa». Проект стартовал с открытия бара осенью 2017 и уже окупился.

Коллектив бара «Punk Fiction», Наталья справа
Коллектив бара «Punk Fiction», Наталья справа

– Сегодня мы зарабатываем уже достаточно для того, чтобы платить ребятам конкурентную зарплату и получать свои небольшие дивиденды, и их мы вкладываем уже в новые проекты. Я, например, – в «Veganga», – рассказывает Наталья, доставая из рюкзака пакеты с орехами.

Сегодня у «Punk Fiction» закрытое мероприятие – некий бренд арендовал все помещение для дегустации виски и ребята готовят залы, закуски и посуду.

– Да, обычно общепит окупается «пятилетками», но мне, прежде чем начать проект, удалось просчитать все до последней мелочи: себестоимость продукции, затраты на персонал, и мы заранее знали, какой у нас будет приход. Я в ресторанном бизнесе с 17 лет, – три года рядовым сотрудником, потом сушефом, тренинг-менеджером и замдиром – прошла настоящую школу менеджеров в ресторанах компании «Росинтер».

Российский бренд уличной одежды «Subkultura wear» появился на рынке около полутора лет назад. Идея бизнеса, по словам основателя Александра Райкова, складывалась из нескольких составляющих:

  • желание заниматься тем, что напрямую связано с творчеством, а лучше с музыкой, а еще лучше с панк-музыкой;
  • желание создавать что-то с нуля, а еще лучше производить, создавать предметы материального мира, выражающие метафизические потребности и сущность своих будущих покупателей и себя самого;
  • расположение производства целиком и полностью в России, а еще лучше в родном городе, а еще лучше людьми близкими по духу и идеям;
  • желание заниматься тем, в чем имеется опыт;
  • желание делать вещи, настолько качественные, чтобы ни у одного покупателя не возникло чувство разочарования от покупки;
  • желание создать нечто, являющееся частью культуры;

Александр откладывал некоторое количество денег, которых хватило бы на среднюю по цене иномарку и они стали стартовым капиталом. Мощностями для самостоятельного производства он не располагал и приобретать их не стал. В ход пошла коллаборация: нашел людей, имеющих все необходимое оборудование для производства. Такие люди нашлись среди художников, подрядчиков, осуществляющих пошив одежды, а также среди друзей, занимающихся подобным делом, которые помогали с печатью, а также множеством советов по производству и маркетингу.

Александр Райков, основатель «Subkultura wear»
Александр Райков, основатель «Subkultura wear»

– Наш бренд строится в первую очередь на идее. Суть ее в том, чтобы чувствовать и понимать, в чем нуждается покупатель. Поскольку мы сами сделаны из одного с ним теста, для нас это очень интересно. Мы решили сделать все возможное, чтобы ни один покупатель не разочаровался в качестве. – рассказывает Александр, – И это основная фишка, ведь качественной одежды для представителей субкультур, да еще и с упором на российского слушателя альтернативной музыки крайне мало или почти нет. А люди есть и их много.

Следующая важная составляющая наших ценностей – это уважительное и доброжелательное общение с каждым клиентом. Мы хотим уничтожить стереотип хамоватого продавца, для которого покупатель лишь средство заработать денег. Наш покупатель – наш друг, мы ответим ему на все вопросы, сколько бы их не было. Да и вообще наш бренд – это вовсе не бренд. Это рок-группа, вместо клиентов у которой фанаты и они же друзья. Мы придерживаемся принципов этичности и не поддерживаем эксплуатацию рабского труда в странах третьего мира. Поэтому мы заказываем пошив у наших друзей здесь – в России, в Москве, где мы можем лично приехать на производство, посмотреть, задать вопросы в дружеской беседе. Кроме того, каждую единицу товара перед продажей мы проверяем лично. Поэтому вряд ли найдется покупатель, который смог бы пожаловаться на брак.

Чтобы построить что-то большое и стоящее необходимо большое количество ресурсов, энергии, множество направлений нужно задействовать, а на каждое нужны свои руки. Молодой, скажем так, бизнес не всегда ими располагает. Нужны люди для ведения бухгалтерии, нужны те, кто понимает в строительстве и ремонте, в закупках и других деталях, нужна большая команда.

И помочь в этом смысле может коллаборация. Найти человека, который поможет проекту, который только начинает работать, очень сложно. Его необходимо нанять, и даже если такой человек найдется, не факт, что он действительно поможет.

В коллаборации же все заинтересованы в развитии друг друга. Кто-то имеет помещение, а кто-то может сделать в нем ремонт, кто-то имеет бухгалтерское образование, но нуждается в небольшом закутке для работы, где он поставит свой компьютер и принтер. Так люди находят друг друга и происходит не товарно-денежный, а натуральный обмен.

Маркетинг, основанный на доверии

Основатели бара «Punk Fiction» изначально не пользовались рекламой, просто строили бар и не думали, как его нужно рекламировать. Рассказывают, что знали только, что придут друзья и друзья друзей, потому что делали что-то настоящее.

– Мы делаем не бизнес, а место, куда будут приходить люди, отдыхать, слушать правильную музыку, заряжаться правильным настроением, и раз это нравится нам, то это понравится и им. Ну, и просто не было лишних денег на полноценные рекламные кампании. Мы даже визитки не сделали до сих пор. – признается Наталья, – мы просто начали вести в социальной сети паблик. Возможно не так, как все на рынке делают. Мы не писали, какой у нас есть продукт, что мы готовим, или из кого состоит наша команда, не писали каких-то актуальных новостей. Мы просто начали рассказывать, как мы строимся, какие у нас настроения, делились своими планами и любимой музыкой.

Рекламой как таковой бар не занимается и сейчас. На это просто нет времени, а нанимать отдельного человека, платить ему, коллектив не может, да и не считает нужным.

– Понятие «бизнес» – оно, конечно, растяжимое, но в моем понимании мы выполняем некую миссию. И именно, благодаря тому, что мы относимся к своему делу как к миссии, что мы не жадные до денег, все это и работает. – объясняет Наталья, – Люди тонкие психологи, на самом деле, они все это чувствуют и понимают, и если ты с открытым сердцем к своему делу относишься, готов делиться и помогать своим друзьям, люди это поймут и к тебе сразу начнут относиться так же.

Бренд «Subkultura wear» уже на этапе своего появления создал вокруг себя «легенду» и сообщество лояльных покупателей образовалось практически без их собственного вмешательства.

– Мы не вкладывали в рекламу практически ничего, – рассказывает Александр Райков, – делали несколько розыгрышей в тематических пабликах на условиях бартера, и это дало в десятки раз больше результата, нежели таргетированная реклама. Но это не значит, что мы не собираемся прибегать к рекламе. Нужно расти, а реклама своего рода двигатель этого роста. Над ней мы еще думаем.

«Нам помогает Вселенная!»

Когда проект коллаборации «Punk Fiction» еще был на бумаге, ребята уже знали, что конечной целью будет открытие подобных мест не только в Москве. Сейчас им пишут из Грузии, из Санкт-Петербурга, из Беларуси – пишут с просьбами помочь организовать подобные проекты на местах.

– Это отличная штука и надо ее развивать! DIY – это очень круто. Сейчас люди не верят в себя. Им кажется, что единственный выход – это сидеть в офисе, на нелюбимой работе, получать какие-то гроши, выживать, пить, чтобы забыться, или ездить отдыхать раз в год, чтобы хоть чуть-чуть приходить в себя. А ведь на самом деле у каждого из нас огромные ресурсы, мы просто этого не знаем. И кто-то должен это показать. И если мы сможем открыть подобные unity в других городах, это даст людям понять, что они могут сами все делать. Главное просто захотеть, ничего не бояться и делать! Это и есть наша миссия.

-4

По мнению Натальи успех всего предприятия базируется на трех основных ценностях.

  • Честность – мы говорим правду. Мы не говорим, что «у нас самое лучшее пиво», например, «самое чистое помещение» или «самые лучшие группы». Говорим по факту: вот у нас пиво от таких-то поставщиков, возможно оно среднего качества, но нас оно устраивает, его делают наши друзья, мы поддерживаем их, они – нас.
  • Общение на одном языке – современному потребителю важно, чтобы с ним общались на понятном языке, нужно уметь быть на «одной волне» со своим клиентом – субкультурщик ли это пришел выпить пива в баре, или покупатель в магазине швейцарских часов – любой хочет, чтобы его слушали, понимали и отвечали дружески. Мы не «впариваем» свои услуги и свой бар, но рекомендуем. Так и любой в праве предложить и рекомендовать свой крутой товар, но навязываться не нужно.
  • DIY – Do It Yourself является нашим основным принципом, потому что наша миссия не «сделать бизнес», а сделать хорошо всем. Поэтому и получилась коллаборация, поэтому наши друзья с нами и работают, поэтому количество их только растет. Смысл в том, что мы можем сделать все сами. Если мы объединимся, мы все сможем, главное – поверить в себя! Кто-то знает чуть-чуть побольше, кто-то чуть поменьше, мы все делимся опытом, и в итоге растем вместе.