Всем известно, что искусство строится на ритмах – сложных и простых. Ритмы, которые мы интуитивно считываем, являющиеся весомой частью составляющей общее впечатление от воспринятого, дают нам чувство гармонии. Как правило, чем гармоничнее для нас произведение, будь оно музыкальное или визуальное, тем более мы к нему расположены, считаем его красивым.
При чём здесь геометрия, спросите Вы?
Геометрия – это визуальное представление математических действий. А что может быть идеальнее игры с числами? Вымышленными абстрактными единицами? Я поверю Вашему примеру, только если вы докажите существование нуля в природе, как он есть. У многих этот предмет вызывал трудности в школе, но ни один дизайнер не может без него обойтись.
Какую роль играет геометрия в изображении?
Повествование можно начать с соотношений сторон выбранного Вами холста, закончив построением частей фигур и объектов на нём.
Необходимо осознать, что суть любого рисунка – это набор отношений внутри него. Отношения закономерны и пропорционально изменяются соответственно друг другу. Разве геометрия не поможет нам в этом нелёгком деле?
Всем так же знаком таинственный прямоугольник со спиралью внутри, именуемый золотым сечением.
Золотое оно, потому что в нём выведена оптимальная пропорция соотношений сторон прямоугольника между собой – и это теоретическая часть вопроса. Не менее удивительно, что на практике мы можем использовать золотое сечение для просчёта соотношений частей человеческого тела, головы человека в рисунке, что раскрывает Ле Корбюзье в своей книге «Модулор».
Великолепные памятники архитектуры созданы с применением гармонии заключённой в золотой прямоугольник.
Так же магия золотого сечения заключается в том, что большинству людей приятно именно такое соотношение сторон, что подтвердили эксперименты психолога Густава Фехнера, а позднее и Шарль Лало, которые интересовались эстетическим восприятием человека.
Для простоты работы над композицией на основе сечения была создана сетка, соотношение сторон которой равняется:
Точки - это места, в которых композиционные акценты воспринимаются лучше остальных участков видимой площади.
Но свободнее и ярче всего геометрия проявляет себя не только в архитектуре, но и в живописных работах ХХ века, отведённых в особое направление – кубизм. Сразу приходит на ум имя Василия Кандинского, родившегося в России, но сделавшего огромный вклад в занятия с немецкими студентами в небезызвестной школе, со сложной судьбой, философией и мобильностью.
Баухауз – место, где холодный расчёт рождал страстные вещи…
В напутствие начинающим свой путь художникам хочется настоятельно рекомендовать пользование и проверку своих произведений различными сетками построения, думать над значимостью каждой детали и влиянием её на всю конструкцию. Никогда не пренебрегать классикой, прививая себе хорошие композиционные манеры.