Мы все привыкли к выражению «посмотреть мир», однако удовольствия туризма, в том числе экстремального, доступны и тем людям, которые ничего не видят. Незрячий путешественник Владимир Васкевич рассказал «+1» о своем опыте и жизненной позиции.
Моя миссия. Мои приоритеты
Когда я был в Европе, в странах СНГ, на Карибских островах, я понял, что моя цель — рассказывать о том, как можно путешествовать вне зависимости от физических ограничений. Наши барьеры — не оттого, что сломана рука, нет денег или не пускает мама, а потому что в голове сидят страхи.
Для меня главное — это эмоции людей, которые меня принимают и рассказывают о своих родных городах. Я стараюсь ездить с попутчиками. В путешествии важна энергетика, так называемый «дух» места: воздух, запахи, кухня, традиции.
Я несколько раз был на Байкале и люблю путешествовать по России. Своим технологическим прогрессом меня поразила Германия, особенно школа для незрячих: чем ты старше, тем дальше тебя от нее селят. То есть в 10 классе ученики выходят из дома и едут до школы на автобусе. Они с детства учатся ориентироваться сами! Вообще, самое главное для слепого — это начать ходить самому.
Первый опыт яхтинга вслепую
Скорость яхты во многом зависит от того, как поставить стаксель и грот. Эти движения с парусами совершают незрячие и их смена. На яхтах такие люди могут быть очень даже конкурентоспособными!
Когда мне не было и года, мне поставили диагноз: рак сетчатки глаза. И пока я лежал в больницах, мама, папа, врачи и медсестры читали мне книги. Примерно в 4 года, после «Детей капитана Гранта», я начал мечтать, как поднимаюсь на борт яхты и поднимаю паруса.
В 16 лет я познакомился с НКО «Белая трость» и Олегом Колпащиковым — незрячим человеком, который стал моим наставником на годы вперед. Он научил меня многому: от самостоятельных передвижений до ведения переговоров. А еще — яхтингу. В 16 лет я впервые отправился в море.
Спасибо родителям, что они не ограничивали меня в моих мечтах. Они не говорили, что у меня не получится. Они, наоборот, старались приближать эту мечту и смогли меня отпустить.
Как я путешествую?
Начинал я с автостопа и пеших прогулок. Мы даже 16 дней плавали на байдарках по Оби. Хотелось проверить себя, проверить свои силы.
«Все маршруты я строю сам при помощи телефона и говорящего компьютера. iPhone и другие смартфоны доступны для незрячих»
Программа VoiceOver в iPhone (на Android — TalkBack) озвучивает все элементы интерфейса на экране. Навигаторы (BlindSquare, Loadstone GPS и Foursquare, для Android — OsmAnd и Get There) помогают сориентироваться вслепую и разобраться, как дойти до определенного адреса. Эти навигаторы помогают даже управлять яхтой в открытом море — с помощью звуковых инструкций я мог вернуться к нужному курсу, когда от него отклонялся. Телефон определяет даже денежные купюры.
Тони Джайлс
Я — не единственный в мире слепой путешественник. Есть парень Тони Джайлс из Англии, слепой, на 80% не слышит, у него нет одной почки, и он раз в шесть месяцев должен ложиться на операционный стол, чтобы другие полгода жить. Представляете? Но этот парень объехал 120 стран. Я — 20, а он — 120.
Краудфандинг для незрячих детей
Однажды я с другом Самуром решил отправиться автостопом в Великий Устюг к Деду Морозу. Во время поездки мы собирали письма Дедушке от незрячих детей. Все они были написаны шрифтом Брайля. Мы захотели купить новогодние подарки этим детям — и сами открыли краудфандинговый проект. Несколько недель собирали на это деньги — получилось около 70 тысяч рублей. Обратно мы вернулись с подарками и разослали их в разные города.
Райдшеринг и субсидированные авиарейсы
Путешествовать автостопом все же достаточно экстремально. Я также пользуюсь райдшерингом BlaBlaCar.
Райдшеринг — совместные поездки на автомобилях, при которых участники делят расходы между собой
В отличие от автостопа, он безопаснее и удобнее. На сайте или в приложении можно познакомиться с водителем, посмотреть его машину, почитать отзывы, выбрать нужное время. Я спокойно объясняю, что я незрячий человек, и, как правило, мне помогают. Мои друзья-колясочники тоже путешествуют с помощью BlaBlaCar. Можно специально выбрать машину побольше, чтобы загрузить коляску. И это в два раза дешевле, чем ездить на поезде.
Еще я пользуюсь субсидированными авиарейсами. Они обычно «выбрасываются» в продажу в конце марта. Это «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «S7».
Поиск жилья
Благодаря онлайн-сервису по поиску жилья CouchSurfing можно жить «бесплатно» в других городах. Но я приезжаю не просто так (хотя эти люди ничего мне не должны), а делюсь с ними культурой, эмоциями, привожу им подарочек. Обычно хозяева проводят для меня экскурсию по городу, и такой способ путешествовать, с бюджетной точки зрения, работает в любой части мира.
Негативный опыт
Риски всегда есть. Как-то раз за три часа до вылета меня и друга задержали в аэропорту Шарль-де-Голль. Из-за проблем с банковской транзакцией там не увидели, что билеты оплачены. К тому же, у меня, пока я ехал в аэропорт, вытащили телефон из кармана. Пришлось звонить по скайпу в Россию. Несмотря на то, что это было ночью, директор турагентства в Екатеринбурге помогла выслать документы, подтверждающие покупку билетов. И только тогда нас запустили на борт, за 2-3 минуты до вылета.
Как я нахожу деньги на путешествия?
У меня три работы. Я окончил ВШЭ и Уральский федеральный университет. Работаю учителем математики и информатики в школе для слепых и слабовидящих. Закончил Международный институт коучинга, веду тренинги для бизнес-организаций, для банков, которые работают с клиентами с инвалидностью. Провожу для всех желающих экскурсии в темноте.
Я стремлюсь, чтобы мои путешествия тоже становились работой. Я пишу трэвел-истории, статьи в журналы, издал книгу «Путешествие без границ». Я даю в ней советы, как путешествовать недорого, в нее включены мои дневники. Это тоже работа: у меня приобретают книги, и на эти деньги я стараюсь ездить по миру.
Человеку с инвалидностью отправиться в путешествие проще в финансовом плане. У него есть пенсия — у меня она составляет 15 тысяч рублей. На эти деньги можно спокойно улететь в Грецию.
Как реагируют окружающие?
Люди видят незрячих не так уж часто, особенно путешествующих, — поэтому сначала ощущают дискомфорт. Они не знают, как общаться с таким человеком. Вторая стадия — это удивление («Он сам поехал в другие страны. Как это у него получилось?»). Третья стадия, к которой я стремлюсь, — это нормальное общение.
Как изменить ситуацию
На самом деле ничего особенного не требуется: нужно просто повышать качество информирования. А самим людям с инвалидностью — действовать, участвовать в мероприятиях и демонстрировать обществу свои примеры. Как правило, такой человек ждет чего-то от государства, а потом — и от каждого прохожего.
Но общество никому ничего не должно. Людям с инвалидностью нужно меняться и тянуться к социуму. Это мое личное мнение. Когда ты думаешь, что люди сделают тебе что-то плохое, это обязательно случится. А когда ты доверяешь миру — он тянется к тебе.