Найти тему

С кого начнём?

На свете всё на всё похоже…

Роман Сеф

Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории,

мы будем знать больше, чем теперь.

Г. Х. Андерсен

Недавно беседовала со знакомой – гинекологом с большим стажем. «Пациентки идут строем, - заметила она, - Стоит появиться одной с редким заболеванием, как жди ещё двоих-троих с таким же». Вот и у меня – стоит появиться клиенту с одной проблемой – жди ещё несколько похожих.

Мамы с потухшими глазами, которые привели своих девочек от 8 до 14 лет на приём к психологу – вот те клиенты, которые невольно «выстроились в строй» в моей памяти. Проблемы у девочек разные – отказ от учёбы, плохая компания, навязчивые движения, страхи. Но есть одно, очевидно объединяющее всех – мамы с потухшими глазами. Что же в этих потухших глазах? Потерянная ли радость, жажда близких отношений или невозможность проявить себя? У всех – разное, видимо. Но все они - чуть-чуть героини сказки про Снежную королеву - внутренне замёрзшие, потерявшие контакт со своими живыми эмоциями. Помните, как в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? Тролль создал кривое зеркало, зеркало разбилось, его осколки разлетелись по всей земле. Некоторым людям они попали в глаза, другим – прямо в сердце.

Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны - ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда.

Возможно, в каждой женщине с потухшим взглядом сидит такой вот осколок зеркала злого тролля?

«Не может быть счастлив ребёнок, если рядом с ним постоянно живёт страдающая, несчастная мама, - объясняю я мамам девочек, - Если ребёнок психически здоров, все его проблемы уходят корнями в семью, во взаимодействие с родителями. Стоит устранить проблемы родителей, проблемы детей решаются как по волшебству», - пытаюсь убедить я женщин, которые либо находятся в состоянии хронического стресса, либо сами выросли среди несчастных взрослых. И знаете, что они чаще всего отвечают? «Мне не до себя. Давайте начнём с ребёнка», - вот что.

Что ж, давайте начнём с ребёнка, только прежде окинем взглядом возможную картину тех трудностей, через которые придётся пройти девочке, мама которой так и не смогла стать счастливой. И путеводителем в мир проблем подрастающей девочки я выбрала сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». А что, очень даже похоже!

Итак, жили-были мальчик и девочка, Кай и Герда…

Родители их жили в мансардах смежных домов. Кровли домов почти сходились, а под выступами кровель шло по водосточному желобу, приходившемуся как раз под окошком каждой мансарды. Стоило, таким образом, шагнуть из какого-нибудь окошка на желоб, и можно было очутиться у окна соседей.

Пожалуй, мы не станем здесь останавливаться на том, что семьи детей были небогаты, а родители присматривали за детьми недостаточно хорошо, позволяли им подвергать свою жизнь опасности. В конце концов, это обстоятельство не играет особой роли в истории Кая и Герды – осколок кривого зеркала мог попасть и в глаз ребёнка из благополучной семьи. А вот что играет роль, так это то, что после исчезновения мальчика девочка осталась без поддержки горюющих родителей и перестала им верить.

Много было пролито по нему слез, горько и долго плакала Герда. Наконец решили, что Кай умер, утонул в реке, протекавшей за городом. Долго тянулись мрачные зимние дни.
Но вот настала весна, выглянуло солнце.
- Кай умер и больше не вернется! - сказала Герда.
- Не верю! - отвечал солнечный свет.
- Он умер и больше не вернется! - повторила она ласточкам.
- Не верим! - отвечали они.
Под конец и сама Герда перестала этому верить.
- Надену-ка я свои новые красные башмачки (Кай ни разу еще не видел их), - сказала она как-то утром, - да пойду спрошу про него у реки.

Именно с потери веры родительским посланиям чаще всего и начинается путь ребёнка к собственным страданиям. «Учись! Читай книги!» - велят родители, проводящие жизнь перед экраном телевизора. «Будь лучшим!» - говорят детям мамы и папы, не ставящие перед собой никаких позитивных целей. «Ну, что ты постоянно ноешь!» - раздражается на дочку мама с печальными глазами.

Итак, история начинается с того, что дети, не готовые к самостоятельной жизни, покидают дом. Мальчик теряется, а девочка отправляется на его поиски. Поиски лучшей жизни, душевного покоя, людей, способных поддержать, и обстоятельств, дарующих покой. Поиски, которые приводят дочерей несчастных матерей в мир психологических проблем. И первой такой попыткой убежать от страдающей мамы чаще всего является бегство в мир собственных фантазий.

Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ.
Окна были высоко от пола и все из разноцветных - красных, синих и желтых - стеклышек; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями, и Герда могла есть их сколько угодно. А пока она ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки.
- Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! - сказала старушка. - Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем!
И она продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая - старушка умела колдовать.

Старушка-колдунья, не злая колдунья, как отмечает Андерсен, а просто старушка, которая изредка колдует для своего удовольствия, уводит Герду в мир иллюзий. Время в этом мире остановилось, постоянное лето не даёт саду отцвести и превратиться в неуютное местечко, продуваемое всеми ветрами.

Современные маленькие Герды тоже бывают счастливы ускользнуть от несчастной или недовольной мамы в мир своей фантазии. «Я постоянно что-нибудь придумываю. Истории про принцев и принцесс, например. Нет, не записываю – зачем?» - говорит одна из таких девочек. Уход в мир фантазий помогает ненадолго – замечтавшись, она может забыть об учёбе и домашних делах. А это не улучшает и без того непростые отношения с мамой. «Я хочу, чтобы дочь спустилась с небес на землю!» - говорит обеспокоенная мама. Что ж, можно сделать и так, чтоб спустилась. Но без поддержки «на земле» она снова уйдёт на поиски своего счастья (или своего Кая?).

Что же ещё может случиться с девочками, несчастные матери которых не способны им дать адекватной поддержки?

«Её никогда нет дома! Она постоянно где-то пропадает! Я часто даже не знаю, где и с кем она проводит время!» - сетует мама. А где же проводят время их дочери?

-2

...Из белой лилии выглянула принцесса и спросила, что случилось. Герда заплакала и рассказала всю свою историю...
- Ах ты, бедняжка! - сказали принц и принцесса…
На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей оставаться во дворце сколько она пожелает.

Нередко девочки уходят туда, где их просто выслушают, не отвлекаясь на убегающее на плите молоко, не критикуя и не иронизируя. Просто выслушают и скажут: «Ах ты, бедняжка!» Кем будут люди, которые выслушают? Старшие подруги, соседи, дальние родственники. Часто – компания сверстников. Кстати, дочери несчастных матерей любят ходить к психологам. Вот уж благодарные клиенты! «Мама меня не слушает, с ней невозможно разговаривать!» – так описывает девочка свои отношения с мамой. «О чём говорить-то? – удивляется мама в ответ на предложение психолога почаще беседовать не «по делу», а «по душам», - У дочери всё нормально. Какие такие проблемы ей нужно со мной обсуждать?» В этом невысказанное – «вот у меня – проблемы! А у неё не может быть никаких проблем!» Мама, запертая в башне собственных психологических трудностей, не допускает дочь до себя.

Помните, к кому попадает сказочная Герда, уехав от принца и принцессы? Да-да, она попадает к разбойникам. Удивительно ли? Действительно, дочери несчастных матерей нередко попадают в плохие компании. Там проще, свободнее, там принимают без осуждения и не заставляют чувствовать себя виноватой и неудачливой. И, кроме того, мир плохой компании очень сильно отличается от скучного и печального мира дома, в котором хозяйничает мама с печальными глазами.

Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у нее были совсем черные. Она обняла Герду и сказала:
- Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя. Ты, верно, принцесса?
- Нет, - отвечала девочка и рассказала, что пришлось ей испытать и как она любит Кая.
Маленькая разбойница серьезно поглядела на нее, слегка кивнула и сказала:
- Они тебя не убьют, даже если я и рассержусь на тебя, - я лучше сама убью тебя!
И она отерла слезы Герде, а потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую теплую муфточку.

Именно свобода и отсутствие жёстких ограничений и привлекают прежде всего девочку в плохой компании. А что же мама? Она становится от такого поведения дочери ещё более несчастной, совершенно опускает руки и расписывается в своём родительском бессилии. На приёме психолога в этом случае звучат жалобы на дочь: «Я для неё всё, а она!» На самом же деле маме хочется кричать: «Вернись ко мне!» Но что она может противопоставить свободе и романтике плохой компании?

Впрочем, большинство девочек, растущих рядом с несчастными мамами, перерастают «вольную жизнь» в плохой компании. Значит ли это, что девочка успешно справляется с психологическими трудностями? Чаще всего – нет. Уйдя из плохой компании, девочка попадает в другую реальность.

В сказке про Снежную Королеву эта реальность - холодная Лапландия. Для многих девочек, выросших рядом с несчастными мамами, лучший выход – заморозить свои эмоции. Чтобы не страдать всю жизнь, как мама. Чтобы не печалиться, не грустить. Не утирать слёзы украдкой. Не обвинять близких в своём несчастье. «Ну уж нет! – решает девочка, - Уж лучше совсем без чувств, чем с такими, как у мамы!»

Олень остановился у жалкой лачуги. Крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в нее на четвереньках.
Дома была одна старуха лапландка, жарившая при свете жировой лампы рыбу. Северный олень рассказал лапландке всю историю Герды, но сначала рассказал свою собственную - она казалась ему гораздо важнее.
Герда же так окоченела от холода, что и говорить не могла.

Так, в состоянии бесчувственности, которое на языке диагнозов называется «алекситимия», можно прожить всю жизнь, не подозревая о том, что жизнь без чувств похожа на детскую раскраску рядом с картиной импрессиониста.

Впрочем, девочка из семьи несчастной женщины может стать и её полной противоположностью. Как финка из этой же сказки:

Ну и жара стояла в ее жилье! Сама финка, низенькая толстая женщина, ходила полуголая. Живо стащила она с Герды платье, рукавицы и сапоги, иначе девочке было бы жарко, положила оленю на голову кусок льда и затем принялась читать то, что было написано на сушеной треске.
Она прочла все от слова до слова три раза, пока не заучила наизусть, а потом сунула треску в котел - рыба ведь годилась в пищу, а у финки ничего даром не пропадало.
Тут олень рассказал сначала свою историю, а потом историю Герды. Финка мигала своими умными глазами, но не говорила ни слова.

Устроить «жару среди холода», жить в постоянном эмоциональном порыве, на пределе эмоций. Такой выбор тоже может сделать дочь несчастной матери. Так сказать, от противного – греть эмоциями всех, кто попадается на жизненном пути, без оглядки на то, хватит ли собственных сил. Желая поддержать свою страдающую маму, дочь начинает поддерживать всех путников, забредающих в её жилище...

Что же в итоге найдёт такая Герда, попробовав разные формы ухода от несчастной матери? А найдёт отстранённого, холодного мужчину, околдованного Снежной королевой, с осколком кривого зеркала вместо сердца.

-3

Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого - поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было все равно что кусок льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра - складывание фигур из деревянных дощечек, - которая называется китайской головоломкой. Вот и Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала.

Холодный мужчина с замороженными чувствами, очевидно, тоже сын несчастных родителей, Кай складывает из льдинок слово «вечность». И эта самая вечность для него важнее и интереснее, чем живая, незамороженная жизнь.

Действительно, жизнь часто сводит дочерей несчастных матерей с мужчинами, которых постоянно придётся спасать и «размораживать». Хорошо, если горячее сердце девушки сумеет растопить сердце её избранника раз и навсегда. Ведь в её сердце так много любви и нежности, так много желания любить и быть любимой.

А если не получится растопить, излечить? Тогда сказка начнётся снова. Сказка про другую маленькую дочь женщины с потухшими глазами. И так до тех пор, пока мама маленькой дочери, в глазах которой живёт печаль, не решиться, наконец, расстаться со своими собственными проблемами. Расстаться для того, чтобы прожить счастливую жизнь и воспитать счастливую женщину.

(Иллюстрации Владислава Ерко)