С крупных промышленных корпораций по традиции спрос особый — это касается и инвестиций, и реализованных проектов, и экологических начинаний. Во-первых, «гиганты» всегда на слуху, и внимание к их деятельности — повышенное.
А во-вторых, большие предприятия оказывают существенное влирасположенные в различных сибирских городах алюминиевые заводы — активы «РУСАЛа» — везде являются мощными поставщиками выбросов в атмосферу.
Из-за деятельности «Норникеля» Норильск — бессменный лидер «рейтинга» городов самым грязным воздухом. С работой нефтедобывающий предприятий связано состояние воды и почвы, а «Роснефть» — один из крупнейших игроков нефтяного рынка.
Так что имеет смысл взглянуть на экологические проекты «крупняков» — реализованные и запланированные. Тем более, что все упомянутые компании в последнее время активно развивают природоохранное направление и регулярно рапортуют о достижениях.
«НОРНИКЕЛЬ» «ЗЕЛЕНЕЕТ»?
«Вопросы экологии для нас сегодня, пожалуй, самая крупная тема, которая, не сочтите за пафос, меняет нашу бизнес-психологию.
Все привыкли, что «Норникель» — главный источник загрязнения. Мы всегда стремились сделать Норильск чистым городом, сделать производство «зелёным», — заявил президент компании «Норникель» в интервью «Ведомостям» Владимир Потанин.
Со стороны может показаться, что подобный комментарий — это прямо-таки издёвка. Но нельзя не отметить, что компания в последние годы отводит экологии далеко не последнее место в проектах компании.
Например, не так давно завершилась модернизация Талнахской обогатитель-ной фабрики. В частности, компания построила новое хвостохранилище проектным объёмом 22,8 млн кубометров, вложив в это дело 11,4 млрд рублей. Предприятие заявляет, что все экологические требования соблюдены и для окружающей среды соседство с серосодержащим продуктом безопасно.
Ещё один крупный проект — утилизация выбросов диоксида серы. Это соединение — мощный загрязняющий фактор при металлургических производствах.
Компания приняла решение производить из этого продукта серную кислоту с по-следующей утилизацией. «Норникель» долго выбирал между производством кислоты и элементарной серы и изначально вроде бы остановился на втором варианте — велись переговоры с SNC-Lavalin. Но возникли сложности — и финансового, и технологического свойства.
«Во-первых, эту технологию в та-ком масштабе никто никогда не делал.
Во-вторых, непонятно, где потом хранить получившуюся элементарную серу. Она, конечно, безвредна, но выглядит неидеально, а у нас и так в Норильске пейзажи неидеальные. И в-третьих, это технология, основанная на канадских и итальянских лицензиях.
«Норникель» под санкциями не находится, но с учётом определенной тенденции лучше особо от какой-то одной технологии не зависеть. Потому что всегда существует вероятность случайного нарушения логики принятия решений», — объяснил Владимир Потанин в том же интервью.
В результате выбор пал на выпуск серной кислоты. В идеале получаемый в результате продукт — гипс — хорошо бы использовать в строительстве, но пока это только задумка. Реализация и этого проекта, прямо скажем, не бесплатная: инвестиции оцениваются в 2,5 млрд долларов.
Руководство компании открыто говорит, что это «деньги, которые не вернутся». Но важна репутационная составляющая: об экологии сегодня много говорят, и не хотят инвесторы приобретать акции компании, которая выпускает металл на «грязном» предприятии. Да и социальную ответственность никто не отменял. Да, в долгосрочной перспективе этот шаг может привести к росту стоимости акций, но сегодня речь идёт именно об экологических инвестициях.
ЭКОМОДЕРНИЗАЦИЯ
Совсем недавно — накануне Дня металлурга — компания «РУСАЛ» организовала пресс-конференцию для красноярских СМИ, где руководство предприятия поделилось планами на будущее. Так уж случилось, что большую часть выступлений специалисты посвятили именно экологической проблематике — очевидна её актуальность для региона.
«До конца года мы полностью переведём производство КрАЗа на технологию «Экологичный Содерберг». Это уже второй этап реализации большой экологи-ческой программы.
Первым этапом было строительство новых газоочистных комплексов, автоматизация процесса подачи глинозема, что позволило в несколько раз снизить выбросы вредных веществ в атмосферу Красноярска. Компания вложила в эти объекты $300 млн, а пере-ход на «ЭкоСодерберг» обойдется ещё в $100 млн. Мы не остановимся.
Планируем завершить работу по разработке технологии инертного анода до 2023 года — она позволит сделать завод углеродно нейтральным», — рассказал президент «РУСАЛА» Владислав Соловьев.
На БрАЗе также реализуются экологические проекты. По словам директора по экологии и аналитическому контролю предприятия Александра Гавриленко, бранный «Норникелем», здесь тоже в чести.
Ещё год назад специалисты «РУСАЛа» рассказывали о возможности получении из отходов товарного продукта — сульфата натрия.
В текущем году предполагается запустить уже вторую установку по производству этого эле-мента на Новокузнецком алюминиевом заводе. 70 млн рублей и два убитых зайца: более высокая степень очистки газов и производство товарного продукта без складирования дополнительных отходов.
Из этой же области — внедрение новой технологии футеровки электролизеров неформованными материалами с высокой степенью рециклинга: отработавшую своё угольную футеровку смогут реализовать сторонние покупатели.
Ещё один важный ресурс — вода, и над его рациональным использование эксперты тоже задумались. На пред-приятии в Каменке-Уральском в перспективе должен быть организован замкнутый цикл.
Это большая работа: необходимо сократить потребление воды на заводе, замкнуть локальныеводообороты. Аналогичные изменения предстоят глиноземному производству: компания намерена отказаться от стоков в естественные водоёмы, а параллельно сэкономить на заборе воды.
Сегодня металлурги тестируют и другую необычную технологию — получение связующего анодной массы, то есть пека, путём терморастворения углей. Экологический эффект — снижение содержания бензаперена в 10-15 раз. Специалисты «РУСАЛа» уверяют, что аналогов у технологии нет во всём мире.
НА ЧИСТУЮ ВОДУ
Крупней экологический проект «Роснефти» последнего времени пришёлся не на Сибирь, а на другую богатую чёрным золотом землю. «Дочка» «Роснефти» АНК «Башнефть» запустила крупнейший природоохранный объект региона — комплекс биологических очистных сооружений.
Сегодня сюда поступают промышленные, ливневые и хозяйственно-бытовые стоки, причём не только с НПЗ. 66 промпредприятий Северного промышленного узла Уфы также пользуются достижением нефтяной компании, которая вложила в проект 11 млрд рублей.
По сути, речь идёт о новом очистном комплексе. БОС, которые функционировали на территории завода ранее, построили ещё в 1958-м, потов 1983 ре-конструировали, однако к настоящему времени они уже не удовлетворяли требованиям природоохранного законодательства. Поэтому система фактически перестраивалась.
Специалисты нефтяной компании с гордостью отмечают, что в проекте использованы технические решения General Electric: мембранный биореактор, реверсивный электродиализ и обратный осмос. На них эксперты остановили свой выбор по результатам пилотных испытаний.
Речь опять же идёт о возможности повторного использования воды: по отдельным показателям загрязнение снизится в 25 раз по сравнению с результатами 2015 года. Общий объём стоков, который смогут очищать БОС после модернизации, достигает 84 000 кубических метров в сутки. По данным самой компании, аналогичных по масштабам промышленных систем очистки стоков в Евразии пока нет.
К слову, далеко не все компоненты си-стемы импортные. Даже наоборот: для реализации проекта закуплено более 4 000 единиц оборудования, при этом доля оборудования российского производства составляет 80%. Всего же в комплекс входит 81 объект. Для того чтобы построить такую «махину» потребовались усилия 5 проектных институтов, 44 строительно-монтажных организации, 1200 работников «Башнефти» и подрядчиков. Работы велись в круглосуточном режиме.
«Биологические очистные сооружения позволят не только значительно улучшить качество очистки сточных вод, но и в 2,5 раза увеличить объём повторно используемой очищенной воды в техно-логических процессах, за счёт чего снизится объем забора воды из реки Белая и объём сброса в реку очищенной воды», — сообщили в компании.
Текст: Кира Истратова