Директор школы №24 Каракульского района Бухарской области Узбекистана Каромат Мухтаров был задержан правоохранительными органами за получение взятки в размере $200 за прием на работу уборщицы. Этот эпизод в ряду прочих подобных попал в видеоролик республиканской Генеральной прокуратуры, посвященный проблеме коррупции при трудоустройстве.
В видеорепортаже приводятся также примеры, когда оперативные сотрудники с поличным задерживали мошенников, предлагающих за взятку устроить кого-либо в силовые структуры. Например, в Андижанской области дельцы запросили $4000 за то, чтобы устроить сына «заказчика» в органы внутренних дел, а племянника – в Бюро принудительного исполнения при Генпрокуратуре (БПИ). В Бухаре за место в караульных войсках МВД с желающего там служить пытались взять $3500. А вот в Кашкадарьинской области за помощь при получении должности в БПИ злоумышленники запросили $500.
В ролике фигурировали и случаи, связанные с трудоустройством на предприятия нефтегазового сектора. В Карши посредник требовал $400, чтобы предоставить «нужному человеку» место на нефтегазовом СП в Нукусе, а работа на Бухарском нефтеперерабатывающем заводе, как выяснилось, стоит уже $1000.
Всего с начала года Генпрокуратура выявила 128 случаев коррупции при трудоустройстве, к уголовной ответственности привлечены 153 человека. Самой коррумпированной сферой оказалось здравоохранение – 47 эпизодов, 27 раз мошенники за взятку пытались устроить граждан в правоохранительные органы, 24 – на производственные предприятия. Также зафиксировано 17 случаев подобных правонарушений в сфере образования, 8 – в области внешней трудовой миграции и 5 – в прочих отраслях.
Если рассматривать статистику по регионам, то наибольшее количество инцидентов (по 17 эпизодов) приходится на Андижанскую, Ферганскую и Кашкадарьинскую области. Меньше всего уголовных дел по фактам коррупции при приеме на работу заведено в Сурхандарьинской и Джизакской областях. Отметим, что случаи вымогательства взяток наблюдаются во всех регионах республики.
«Помощь» при трудоустройстве в Узбекистане – обычная практика. Причем, сумма взятки зависит от влиятельности чиновника и должности. Например, бывший заместитель прокурора Ташкента Мираглам Мирзаев, по некоторым данным, за одобрение кандидата на высокий пост в Генпрокуратуре брал от $500 тысяч до $1 млн. Также есть информация, что бывший зампред Центробанка Узбекистана Алишер Акмалов только на «кадровых назначениях» сколотил миллионы долларов.
За коррумпированность президент республики Шавкат Мирзиёев неоднократно критиковал Государственный налоговый комитет. В частности, после задержания бывшего заместителя председателя ГНК Абдусалома Юлдашева Мирзиёев рассказал, что тот за помощь в трудоустройстве в налоговые органы брал взятку в размере $30-40 тысяч.