Найти тему
Финансовая газета

Депутаты подвели черту под налоговый маневр в нефтянке

Госдума в III, окончательном чтении приняла пакет законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Как отразится эта реформа на рынке углеводородов и на простых гражданах?

Всего в пакете два законопроекта, первый из которых вносит изменения в Налоговый кодекс, второй – в закон «О таможенном тарифе». Оба начнут действовать с 1 января 2019 года.

Документами устанавливается поэтапное снижение в течение шести лет экспортной пошлины на нефть до нуля с нынешних 30% от ее цены. Также предполагается увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) до 2021 года.

Напомним, что средства от НДПИ полностью идут в федеральный бюджет. Дополнительные доходы от этого налога в результате такого маневра по расчетам правительства составят 10,8 трлн руб., а потери бюджета, в том числе от поддержки НПЗ, оцениваются в 3,4 трлн руб., как говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Вице-премьер Дмитрий Козак ранее говорил, что всего дополнительных доходов правительство планирует получить в размере 1,3–1,6 трлн руб. в течение шести лет.

Однако, как писала «Финансовая газета» ранее, по оценке Минфина дополнительные доходы от налогового маневра в нефтяной отрасли за 6 лет снизятся из-за поддержки нефтяников с запланированных 1,6 трлн руб. до 1 трлн руб.

Суть маневра понятна, доля налога на добычу полезных ископаемых в общей массе налоговых отчислений гораздо больше, чем экспортные пошлины на нефть.

В тоже время при обсуждении налогового маневра в нефтяной отрасли всегда поднимается вопрос о росте цен на топливо.

По мнению экспертов, повышение НДПИ без сомнений повлечет за собой рост цен на автомобильных заправках. Произошедший в этом году скачок цен на топливо связан с увеличением стоимости нефти внутри страны и ростом акцизов. Кроме того, существует мнение, что нефтяные компании таким способом еще до увеличения НДПИ отыгрывали будущие потери.

Устраивая подобные маневры, правительство при этом не отказывается от заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов. Закон предусматривает введение повышенной ставки пошлины на топливо в размере 90% в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%.

В результате этой реформы в нефтяной отрасли экспорт станет выгоднее, а потери компаний от увеличения налога на добычу полезных ископаемых правительство будет компенсировать льготами.

А цены на бензин как росли, так и будут расти.