Август 2017 начался двумя резервами - ночным и дневным. Да, резервы здесь явление частое... но я уже настолько привык к тому, что они проходят как выходные дни (с ограничением свободы, разумеется - дальше пляжа не уйдешь), без вызова в рейс, что когда во время второго резерва, дневного, на моем телефоне высветился номер Crew Control, я... обрадовался!
- Кэптейн Дэннис? Хау ар ю?... Ви нид ёр хелп! - с непередаваемым индийским акцентом начал разговор коллега из планирования.
Помощь моя требуется? Очень вовремя! А то руки, понимаете ли, скучать уже начали скучать по штурвалу - с 13-го июля резервы чередуются с выходными днями. Резерв, три выходных, резерв, резерв... рейс. Два выходных, резерв... рейс... И так далее. 31-го июля с задержкой улетел в Читтагонг (самый дальний рейс в маршрутной сети Боингов 737 нашей авиакомпании) и поздно вернулся, поэтому планирование убрало из моего ростера интересный рейс в Коломбо (с отсидкой у бассейна) и последующий Даммам, заменив на два резерва.
Но еще больше я обрадовался, узнав, что планирование хочет заслать меня не куда-нибудь в Ченнай или Исламабад, а недалеко - в Абу-Даби. Буквально через дорогу - взлететь из Маската, перемахнуть горы, и все, можно снижаться.
- Отлично! Когда мне следует прибыть?
- Чем раньше, тем лучше, Кэптейн! Рейс уже задерживается!
- Ок, я постараюсь быть через сорок пять минут.
Привычка к тому, что из резервов тут не вызывают, чуть было меня не подвела. Поддавшись местной неторопливости и, откровенно говоря, лени, перед первым, ночным, резервом, я впервые решил не гладить форму. Мол, успею, если что, ехать-то не более 15 минут!.. Правда, если нет затруднений на дороге. По ночам их нет, поэтому перед ночным резервом я и поленился погладить рубашку с брюками. А потом... потом я попросту забыл.
А сейчас день, точнее утро. /Ху ноуз/ Кто его знает, как оно будет? В любом случае, даже в самые глухие по местным меркам пробки дорога занимает не более тридцати минут. Но я-то обещал быть не позже, чем через сорок пять! Не люблю давать обещания и не выполнять, поэтому надо поторопиться. Соблюдаю принцип, выученный еще в детстве по книгам Марка Галлая: "Работать быстро - означает делать медленные движения, без перерывов между ними". Утюг "вкл"... майка... рубашка... брюки... нацепить погоны на рубашку... надеть всё это на себя... снять рубашку, увидев, что один бок недостаточно проглажен... догладить... надеть... галстук... пропуск... сунуть в карман ручку...
Рабочая сумка - проверить наличие паспорта... ключа-метки от машины... айпада... жилетки... фонарика...
Вроде всё на месте. Выхожу из дома... А выключил ли я утюг? Чёрт! Возвращаюсь, проверяю - выключил! Снова выхожу из дома, решительно закрываю дверь на ключ, сажусь в автомобиль... С Богом!
Иншаала.
* * *
Упс. На автомагистрали пробка! По-крайней мере в том месте, где я на нее выезжаю, машины двигаются еле-еле. Ну вот те раз! Думал, что в 9:30 затруднений быть не должно - пик обычно в 8:00-8:30, потом все рассасывается. Ошибался!
Ползу в потоке. Как всегда, кажется, что левые ряды едут быстрее, но на этот раз это не только кажется. Через полкилометра обнаружилась причина пробки - кто-то с кем-то притерся. Полиция, как обычно, оперативно прибыла на место аварии, убрала машины в правый ряд, и теперь каждый проезжающий считает своим долгом притормозить и поглазеть на раненые автомобили. Любопытное ведь зрелище-то! Аварии здесь случаются, но много-много реже, чем в Москве. За те полгода, что я езжу по Оману, это всего-лишь четвертая авария, которую я увидел на дорогах. Выводы делайте сами.
Как только авария осталась позади, поток резко ускорился, и через десять минут, припарковав свой белоснежный Эксплорер у офиса, я подхожу к окну Крю Контроль, узнать, как обстоят дела с предстоящим рейсом. Смотрю на телефон - с момента звонка и до момента появления в офисе у меня ушло ровно тридцать пять минут! Несмотря на утюг и пробки!
Вот это оперативность!
Правда, вскоре стало непонятно, зачем я так торопился. Мой второй пилот пришел через пятнадцать минут. Точнее, мой второй пилот пришла - сегодня, впервые в новой авиакомпании, я лечу с девушкой. Правда, если бы она пришла раньше, это ровным счетом ничего бы не изменило - хоть на мой айпад и сбросили данные о полете - номер рейса, состав экипажа, - но все еще нет флайтплана, ни в бумажном, ни в электронном виде. А нет флайтплана - нет полета!
"Нету ножек - нету мультиков!" (с)
- Привет! Как дела? Летим вместе в Абу-Даби?
- Привет! Да, похоже на то.
Протягиваю руку.
- Денис!
- Лиза
Жмем ладони.
Очень приятно!
* * *
Пока у нас нет флайтплана, мы не можем двигаться дальше - проанализировав данные, принять решение о заправке. Ждем.
В брифинг заходит капитан с эмбраеров. Выяснилось, что мы забрали его рейс - что-то там у них пошло не так, и Абу-Даби отдали нам, на Боинг 737. Я галантно предлагаю ему слетать вместо меня, раз уж так вышло, но он поднимает руки вверх, машет головой и говорит - нет, спасибо, не надо, я лучше пойду отдыхать!
Лиза из Панамы, в компании работает уже почти год. Невысокая черноглазая девушка с пикантными окружностями. В отличие от меня, она уже бывала в Абу-Даби, поэтому я не стесняюсь попросить ее рассказать мне об известных ей нюансах - какую полосу можно ждать, на какой перрон нас обычно ставят, какие рулежки будем использовать. Не то, чтобы Абу-Даби показался мне сложным аэропортом - за те пятнадцать минут, что я ее ждал, я успел изучить и схемы, и опубликованные правила этого аэропорта, посмотрел погоду и проч. и проч., то есть, был готов к полету в незнакомый мне аэропорт.
Но, интересуясь ее мнением, как второго пилота, я, во-первых, поощряю ее заинтересованность к работе, показываю, что я открыт, что меня - капитана - заботит ее мнение. Во-вторых, одна голова хорошо, а две - лучше. Ее опыт может выделить важные вещи из того свежего слоя информации, что я только что самостоятельно получил. Опять же, по тому, как ведет себя на брифинге второй пилот, которого я вижу впервые, можно сделать определенные выводы - хотя бы о его, то есть ее, подкованности.
Лиза проявила себя отлично - без мыканий и пожиманий плечами выдала мне: вот по этой схеме будем заходить, полоса может быть любой, если вот эта - значит, руление будет таким, если другая - значит, эдаким. Вот наш перрон, а на эту стоянку нас обычно ставят.
Что тут сказать? Умница!
- Лиза, у меня есть к тебе лишь один вопрос...
- Какой вопрос, капитан?
- В какую сторону полетишь?
Этот вопрос я всегда задаю до рейса, предоставляя право второму пилоту выбрать более интересный ему/ей сектор. Но, как правило, вторые пилоты отвечают стандартно: "Не имеет большой разницы, капитан. Я могу туда или обратно!" И Лиза тоже не исключение - такая же "универсальная", как и остальные. В таком случае, я не настаиваю и выбираю то, что интереснее мне. Сегодня мне интереснее слетать в аэропорт, где я еще не был.
- Ок, ты не будешь против, если я слетаю в Абу-Даби, а ты - обратно?
- Да, конечно!
Немного помедлив, с улыбкой задаю вопрос:
- Лиза, ты знаешь, какой правильный ответ второго пилота на вопрос "в какую сторону полетишь сегодня"?
- Какой, капитан?
- Правильный ответ: "В обе стороны!"
Смеется.
- В следующий раз я так и отвечу!
Веселая девушка. Такие вторые пилоты мне нравятся!
Наконец, недостающие бумаги получены. Судя по ним, предстоит нам лететь сорок пять минут туда и столько же обратно. Топливо предлагают взять в обе стороны, чтобы не заправляться в Абу-Даби, но никаких запасов сверх потребного. Оперативно интересуюсь мнением Лизы насчет окончательной заправки, совместно приходим к выводу, что еще килограмм двести нам не помешают, ставлю свою финальную подпись...
Мы готовы!
Но не готовы бортпроводники.
После того, как мы, пилоты, заканчиваем свою предполетную подготовку, мы идем к проводникам, которые дожидаются нас в одной из комнат для брифинга. Мы нашли наш кабинный экипаж - он тоже собран из резерва, - но выясняется, что нет старшего, бригадира - он еще в пути и прибудет прямиком в аэропорт.
Что ж, решаем эту проблему на месте - пока нет старшего, его обязанности исполняет "ар ван" - R1, проводник, отвечающий в самолете за правую переднюю входную дверь. Проводим совместный брифинг - после традиционного приветствия, выражения несказанного счастья лететь вместе из резерва, коротко рассказываю о времени и высоте полета, о том, что у нас новый лайнер, на котором установлена система видеонаблюдения, значит, будем использовать соответствующую процедуру доступа в кабину. Обговариваем условные знаки о появлении мечтающих захватить мир (начиная с нашего самолета) пассажирах, прошу уважать правила стерильной кабины - пока горят табло, не тревожить летный экипаж, то есть нас, кроме как в случаях угрозы безопасности. В завершение прошу не стесняться информировать нас о своих проблемах, если таковые возникнут, мы будем стараться помогать с их решением в меру возможностей.
Выговорился, спросил Лизу - не желает ли она что добавить? Она не желает. Спросил проводников - не желаете ли что-нибудь спросить, предложить? Нет, им все понятно, предложений нет.
- Что ж, отлично! Хорошего полета!
После того, как все формальности улажены, брифинги проведены, выходим из офиса, садимся в автобус, который везет нас к аэровокзалу. До него недалеко, 5-7 минут езды, в зависимости от попадания на зеленый или красный сигнал светофора. Что мне здесь очень нравится - всей наземной бюрократией заведует старший проводник. Он отвечает за транспорт, за организацию прохождения пограничного контроля и тому подобное. Приятно, чувствуешь себя важной персоной :)
- Кэптэйн, автобус подан, можно ехать!
- Кэптэйн, извольте пройти пограничный контроль!
- Кэптэйн, автобуса пока нет, надо подождать.
Голова не занята ничем, кроме предстоящего полета. И это правильное, я считаю, распределение обязанностей. В прошлой жизни все обстояло иначе - за организацию всего и вся голова болела у командира. Да, частично можно было переложить вопросы на второго пилота, но все равно, чуть что, терзали капитана.
Мы на самолете. Здороваюсь с инженерами, узнаю, что самолет в ажуре, "олл гуд"- все хорошо. Захожу в кабину, достаю из сумки айпад, кладу на свое кресло. Следом достается желтый светоотражающий жилет, надеваю его, и - вперед, гулять вокруг самолета.
- Привет, брат!
В России я разговаривал с самолетом по-русски, здесь же, начинаю замечать, что, наболтавшись на инглише, начинаю и к самолету обращаться на нем же. В особо нагруженные полетами дни даже засыпаешь с мыслями, хаотично меняющими язык с английского на русский.
И это хорошо! По крайней мере одна из задач, которую я перед собой ставил, сменив отечественного работодателя на иностранного - получить хорошую разговорную практику на английском - выполняется на 146 процентов!
Прогуливаюсь вокруг лайнера. Погода в Маскате установилась не по-песочному прохладная, 33-35 градусов днем, при том, что в Абу-Даби на добрый десяток градусов выше (а в Кувейте еще выше - шитти плэйс!). Гулять вокруг лайнера очень и очень комфортно!
Но вот чего не хватает в таких "прогулках", так это запахов лесов, земли, растений... как в сибирских аэропортах - Барнауле, Иркутске, Горноалтайске... Запаха свинофермы - традиционного амбре новосибирского Толмачево в случае ветра с Криводановки - тоже нет... правда, по нему я не скучаю!
Увы! Чего нет, того нет! Но нет и вечной московской слякоти, и только ради одного этого можно примириться с отсутствием натуральных парфюмов в атмосфере.
Осмотр завершен, все в порядке. Поднимаюсь на борт - о, наш старший бортпроводник уже на месте! Здороваемся, пересказываю ему содержание совместного брифинга.
Забрав пятьдесят пассажиров, извинившись за задержку, через сорок минут мы стартуем в бескрайнее синее небо оманщины.
Над горами растут тучки... Нет, это не Рио-де-Жанейро! (с)
Грозы над Арабией бывают... Случаются, скажем так. Могут быть и весьма грозными, но... но этим летом я пока не встречался в небе с такими, которые могли хотя бы близко сравниться с теми, что случаются, например, в Москве. Возможно, мне просто "не повезло" (кхм!) летать в этот день. Неделю назад я на автомобиле гонял из Маската в Сюр, что километров двести пятьдесят на юго-восток вдоль моря. На обратном пути темнота застала меня в горах, а вместе с ней пришла гроза. Это было что-то нечто! Столько молний в секунду я еще не видел! Можете себе представить - темень, горы, гроза и молнии?! Бес-по-доб-но! Правда, Стихия бушевала в стороне от дороги. К счастью!
Спокойно перелетаем горы. Казалось бы, только забрались на крейсерский эшелон, как уже надо готовиться к снижению - вот такой вот "спортивный рейс", вроде рейса Москва-Нижний Новгород.
Погода в Абу-Даби отличная, нам предстоит оставить аэропорт левее и выполнить заход со стороны залива. На удивление, в воздухе мало траффика, мы выписываем почти всю схему без вмешательства со стороны диспетчера, и лишь в конце нас чуть-чуть уводят в сторону моря... Видимо, для того, чтобы лучше видны были красоты абу-дабийского побережья. Поверьте, там есть на что посмотреть с воздуха, хотя, казалось бы - ну что может быть интересного в сочетании моря и песков?!
Когда нам разрешили взять влево для выхода на предпосадочную прямую и самолет лег в глубокий разворот, я увидел воду трех цветов - темно-синюю, лазоревую и зеленую. А так же, знаменитый местный курорт - Банановый Остров, к которому плыл паром, оставляя за собой красивый белый след.
Мне это зрелище настолько понравилось, что я поставил заметку на будущее - когда-нибудь побывать на этом острове!
* * *
Мы приземлились и после недолгого руления остановились у гейта. Попрощался с пассажирами, еще раз извинился за задержку и причиненные неудобства. Когда гости покинули борт нашего лайнера, напялил желтый жилет и пошел гулять вокруг самолета, начиная очередной полетный цикл.
Выхожу в открытую атмосферу... Ба-а! Это вам не Маскат! Пока мы летели, воздух прогрелся до официальных +46, но над бетоном было еще жарче! Не то, чтобы все было совсем плохо, но бьющее по макушке солнце ("в следующий раз - надеть фуражку!") придало хорошее ускорение моему перемещению вокруг самолета. Смотрю на длинню-ю-ющий В777-300ER на соседней стоянке, и вдруг шальная мысль проникает в голову: "Все же, в полетах на 737 есть преимущество над тремя семерками - быстрее заканчиваешь предполетный осмотр!"
Обратно летит Лиза. На взлете у нее все получилось отлично, и на подлете к Маскату с его стандартно отличной погодой, когда стало очевидно, что нашему заходу с прямой ничего не помешает, я предложил ей отключить автопилот в любое время по ее усмотрению. Лиза была удивлена этому предложению - похоже, не так часто капитаны предлагают ей это...
Чуть ниже 10 000 футов она это сделала и, немного попрыгав на редких воздушных кочках, чуть участившихся ближе к земле, успешно и уверенно посадила наш лайнер.
Освобождая полосу, спрашиваю:
- Лиза, ты счастлива?
- Да, капитан! Спасибо большое!
- Не за что! Задача любого мужчины - делать женщину счастливой!
Смеется. Хорошая девчушка!
Желаю вам отличного дня, утра, вечера, ночи, ярких эмоций и позитивного настроения!
Рассказы об Омане в моем блоге ЖЖ:
Об Омане в трех частях: "Солнечная страна Оман или Добро Пожаловать!"
"Записки марсианского пилота" - фотографии из полетов
"И еще о жизни под солнцем" - ответ на часто задаваемый вопрос "не скучаете ли вы там"?
Еще один рассказ о полете с пилотом-девушкой:
"Такого второго пилота у меня еще не было!"
Как избавиться от аэрофобии?
Читайте канал "Небесные истории" - рассказы пилота о своей будничной работе. Говорят, помогает :) Например, эту историю...
На закуску
Посадка Боинг 737MAX
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!
Эти и другие рассказы о летной работе на канале Небесные истории