Когда-то в 642 году, на поле брани столкнулись две цивилизации: восходящая арабская и нисходящая персидская. Это были принципиальные соперники, ненавидевшие и презиравшие друг друга на протяжении веков. Там, у города Нехавенд, когда отряды арабской конницы безрезультатно отскакивали от персидских укреплений, один из арабов закричал: "Халиф Умар скончался! Умар скончался!", и персы, подобно тараканам повыскакивали из-за своих укреплений в надежде настичь убегающую армию противника.
Этот трюк был стар как мир. Через считанные минуты персидское войско было практически окружено и его постигла горькая судьба предшественников.
После этой битвы которая фактически похоронила сасанидскую империю, арабы вступили в завершающий этап захвата персидских земель, и следом за ним их взоры устремились к землям, лежащим за рекой Амударья.
Первые походы "за реку" представляли собой рейды, проводимые с целью разузнать силу противника и разжиться трофеями. Но арабов постигло то же, что и трансоксианских князей - междоусобицы и племенные распри.
Одна сторона смогла справиться с этим испытанием, которое выпадает на долю каждого кто решился ступить на тернистый путь славы и величия. А вторая сторона, та что за рекой, так и осталась разобщенной, подобно пресловутым соломинкам из того самого веника. За что она и была наказана великим полководцем по имени Кутейба ибн Муслим аль-Бахили.
Разрозненные княжества "турков" (все народы проживающие за рекой, арабы обобщенно называли турками), одно за другим складывались как карточный домик перед талантливым полководцем, который умело пользовался внутренними междоусобицами врага, нередко заключая с ними выгодные для себя договора, направляя тем самым их силы друг против друга.
Завоевание Согдианы
С 706 года, Кутейба начал завоевание Согдианы, и первой его с целью было подавить все важнейшие очаги сопротивления бухарского оазиса. К 709 году, разбив турко-согдийские объединенные силы и захватив несколько важнейших городов таких как Пайкенд, Бумиджикет и Рамитан, он открыл путь на Бухару. Пайкенд однако покорился не сразу и восстал убив арабский гарнизон, но Кутейба вернулся и в этот раз уже не пощадил никого, кто достиг "призывного возраста".
Битва за Бухару
Объединенные силы турок и согдийцев были готовы к осаде, но предпочтительней для них было не допустить этого, поэтому в бой они вступили вдалеке от города. Их силы представляли настолько грозную силу, что у них неоднократно получалось переламывать битву в свою сторону. Так, после неудачного штурма высоты со стороны арабов, турки контратаковали и оттеснили мусульман до самого их лагеря, и те с большим трудом смогли выдержать натиск численно превосходящего врага.
Именно в такие тяжелые моменты, арабы-мусульмане обращались к тактике самопожертвования - ингимас (انغماس - с арабского: погружение, т.е. погружение во вражеские ряды с целью разорвать их порядки и нанести максимальный урон, пожертвовав ради этого своей жизнью), когда группа воинов дает обет выполнить определенную задачу, либо умереть. Яркий пример использования этой тактики - Ярмукская битва. Икрима ибн Абу Джахль и еще 400 воинов пожертвовали собой что бы остановить натиск римлян и дать своему войску время на перегруппировку, внеся тем самым неоценимый вклад в победу.
Проезжая на своем коне перед рядами войска, Кутейба громогласно спросил: "Кто из вас пойдет что бы выбить их с этого холма?". Никто не отвечал. Неудачные атаки высоты вымотали воинов не только физически, но и морально. И тогда Кутейба начал играть на племенном соперничестве и гордости арабов, обратившись к племени Бану Тамим, а точнее к выходцам из тамимитского племени Бану Ярбу', которые были известными воинами и считались ударной силой тамимитов, арабская гордость просто не позволяла им отказаться от этого геройства на виду у всей армии.
Отряд из 800 тамимитов дал обет выбить турков с холма либо умереть, перешел через реку и принялся штурмовать высоту. Легкая арабская конница придерживались тактики "укусил-убежал", которая расшатывала порядки врага и создавала бреши для пехоты и тяжелой кавалерии. Следуя этой тактике, отряд из племени Тамим прекрасно справился со своей задачей и выбил турок с холма. Бухара сдалась. В 712 году был открыт Самарканд, а в 713, Кутейба основательно принялся завоевывать ферганскую долину, к тому же отправив большой отряд в западный Китай - Кашгар.
Отряд арабов захватил Кашгар без какого либо сопротивления, укрепившись в Китае, он начал переписываться с китайским императором, одновременно советуясь с Кутейбой. Вскоре, делегация арабов во главе с Хубейрой встретилась с императором Ли-Лунцзи.
Известнейшие арабские историки упоминают трехдневные переговоры, которые Хубейра вел с китайским императором, известным гуманистом, всячески избегавшим каких либо потрясений и конфликтов. Он заключил мир с каганом восточно-тюркского каганата и старался не вести каких либо наступательных войн, обратив все свое внимание на внутреннюю политику.
Арабы предложили ему выбирать между принятием ислама, выплатой подушного налога в обмен на арабское покровительство, либо вступить в войну против них. Но решение император принял не сразу, а сперва попытался напугать Хубейру демонстрацией своей мощи, заявив что малочисленное и алчное арабское войско будет истреблено в случае войны, на что Хубейра ответил:
"Как может быть войско малочисленным, когда его первые кони стоят на твоей земле, а последние там, где растут оливки? Как может быть алчным тот, кто оставил этот мир и его блага когда они в его руках? А что касается твоих угроз, то из всех смертей самая благородная это быть убитым на поле боя, мы любим смерть и не страшимся ее".
Услышав этот ответ, император Ли-Лунцзи принял мудрое решение, избежав войны с крупнейшей империей того времени - омеядским государством. Возможно он лишь хотел оттянуть неизбежное столкновение с арабами на тот момент, когда Китай разберется с другими, беспокоящими его врагами, но это уже не важно. Арабы взяли дань с китайского императора и вернулись из китайской земли триумфаторами.
К 715 году, брать с Китая дань будет уже некому. Кутейба погибнет, часть завоеванных около Китая земель будет потеряна. Но это не последняя встреча арабов и китайцев. Через несколько десятилетий они встретятся еще раз, но уже на поле боя, в определяющей развитие региона битве у реки Талас, где арабы разобьют китайское войско. Но это уже другая история.