Найти тему
Lost History

Дары Поднебесной или как Китай избежал арабской оккупации

Когда-то в 642 году, на поле брани столкнулись две цивилизации: восходящая арабская и нисходящая персидская. Это были принципиальные соперники, ненавидевшие и презиравшие друг друга на протяжении веков. Там, у города Нехавенд, когда отряды арабской конницы безрезультатно отскакивали от персидских укреплений, один из арабов закричал: "Халиф Умар скончался! Умар скончался!", и персы, подобно тараканам повыскакивали из-за своих укреплений в надежде настичь убегающую армию противника.

Этот трюк был стар как мир. Через считанные минуты персидское войско было практически окружено и его постигла горькая судьба предшественников.
После этой битвы которая фактически похоронила сасанидскую империю, арабы вступили в завершающий этап захвата персидских земель, и следом за ним их взоры устремились к землям, лежащим
за рекой Амударья.

Первые походы "за реку" представляли собой рейды, проводимые с целью разузнать силу противника и разжиться трофеями. Но арабов постигло то же, что и трансоксианских князей - междоусобицы и племенные распри.

Одна сторона смогла справиться с этим испытанием, которое выпадает на долю каждого кто решился ступить на тернистый путь славы и величия. А вторая сторона, та что
за рекой, так и осталась разобщенной, подобно пресловутым соломинкам из того самого веника. За что она и была наказана великим полководцем по имени Кутейба ибн Муслим аль-Бахили.

-2

Разрозненные княжества "турков" (все народы проживающие за рекой, арабы обобщенно называли турками), одно за другим складывались как карточный домик перед талантливым полководцем, который умело пользовался внутренними междоусобицами врага, нередко заключая с ними выгодные для себя договора, направляя тем самым их силы друг против друга.

(Мавераннахр - искаженное арабское выражение - ما وراء النهر - "то что за рекой", или просто "заречье")
(Мавераннахр - искаженное арабское выражение - ما وراء النهر - "то что за рекой", или просто "заречье")

Завоевание Согдианы
С 706 года, Кутейба начал завоевание Согдианы, и первой его с целью было подавить все важнейшие очаги сопротивления бухарского оазиса. К 709 году, разбив турко-согдийские объединенные силы и захватив несколько важнейших городов таких как Пайкенд, Бумиджикет и Рамитан, он открыл путь на Бухару. Пайкенд однако покорился не сразу и восстал убив арабский гарнизон, но Кутейба вернулся и в этот раз уже не пощадил никого, кто достиг "призывного возраста".

-4

Битва за Бухару

Объединенные силы турок и согдийцев были готовы к осаде, но предпочтительней для них было не допустить этого, поэтому в бой они вступили вдалеке от города. Их силы представляли настолько грозную силу, что у них неоднократно получалось переламывать битву в свою сторону. Так, после неудачного штурма высоты со стороны арабов, турки контратаковали и оттеснили мусульман до самого их лагеря, и те с большим трудом смогли выдержать натиск численно превосходящего врага.

1,2: Пешие гвардейцы Омейадов  8 век                                                                                                                                                                           
3: Всадник гвардии Омейадов, 8 век                                                                                                                                                                                  
4: Омейадский пеший лучник, 8 век
1,2: Пешие гвардейцы Омейадов 8 век 3: Всадник гвардии Омейадов, 8 век 4: Омейадский пеший лучник, 8 век


Именно в такие тяжелые моменты, арабы-мусульмане обращались к тактике самопожертвования -
ингимас (انغماس - с арабского: погружение, т.е. погружение во вражеские ряды с целью разорвать их порядки и нанести максимальный урон, пожертвовав ради этого своей жизнью), когда группа воинов дает обет выполнить определенную задачу, либо умереть. Яркий пример использования этой тактики - Ярмукская битва. Икрима ибн Абу Джахль и еще 400 воинов пожертвовали собой что бы остановить натиск римлян и дать своему войску время на перегруппировку, внеся тем самым неоценимый вклад в победу.                                     

1) Хурасанский тяжелый всадник  2) Трансоксианский турок                                                                                                 
3) Арабский пехотинец                                                                                                                                                                                
4) Персидский конный лучник
1) Хурасанский тяжелый всадник 2) Трансоксианский турок 3) Арабский пехотинец 4) Персидский конный лучник

Проезжая на своем коне перед рядами войска, Кутейба громогласно спросил: "Кто из вас пойдет что бы выбить их с этого холма?". Никто не отвечал. Неудачные атаки высоты вымотали воинов не только физически, но и морально. И тогда Кутейба начал играть на племенном соперничестве и гордости арабов, обратившись к племени Бану Тамим, а точнее к выходцам из тамимитского племени Бану Ярбу', которые были известными воинами и считались ударной силой тамимитов, арабская гордость просто не позволяла им отказаться от этого геройства на виду у всей армии.

1) Омейадский гвардеец 2) Омейадский пехотинец
1) Омейадский гвардеец 2) Омейадский пехотинец

Отряд из 800 тамимитов дал обет выбить турков с холма либо умереть, перешел через реку и принялся штурмовать высоту. Легкая арабская конница придерживались тактики "укусил-убежал", которая расшатывала порядки врага и создавала бреши для пехоты и тяжелой кавалерии. Следуя этой тактике, отряд из племени Тамим прекрасно справился со своей задачей и выбил турок с холма. Бухара сдалась. В 712 году был открыт Самарканд, а в 713, Кутейба основательно принялся завоевывать ферганскую долину, к тому же отправив большой отряд в западный Китай - Кашгар.

Китай во времена правления династии Тан
Китай во времена правления династии Тан

Отряд арабов захватил Кашгар без какого либо сопротивления, укрепившись в Китае, он начал переписываться с китайским императором, одновременно советуясь с Кутейбой. Вскоре, делегация арабов во главе с Хубейрой встретилась с императором Ли-Лунцзи.

-9

Известнейшие арабские историки упоминают трехдневные переговоры, которые Хубейра вел с китайским императором, известным гуманистом, всячески избегавшим каких либо потрясений и конфликтов. Он заключил мир с каганом восточно-тюркского каганата и старался не вести каких либо наступательных войн, обратив все свое внимание на внутреннюю политику.

-10

Арабы предложили ему выбирать между принятием ислама, выплатой подушного налога в обмен на арабское покровительство, либо вступить в войну против них. Но решение император принял не сразу, а сперва попытался напугать Хубейру демонстрацией своей мощи, заявив что малочисленное и алчное арабское войско будет истреблено в случае войны, на что Хубейра ответил:

"Как может быть войско малочисленным, когда его первые кони стоят на твоей земле, а последние там, где растут оливки? Как может быть алчным тот, кто оставил этот мир и его блага когда они в его руках? А что касается твоих угроз, то из всех смертей самая благородная это быть убитым на поле боя, мы любим смерть и не страшимся ее".


Услышав этот ответ, император
Ли-Лунцзи принял мудрое решение, избежав войны с крупнейшей империей того времени - омеядским государством. Возможно он лишь хотел оттянуть неизбежное столкновение с арабами на тот момент, когда Китай разберется с другими, беспокоящими его врагами, но это уже не важно. Арабы взяли дань с китайского императора и вернулись из китайской земли триумфаторами.

К 715 году, брать с Китая дань будет уже некому.
Кутейба погибнет, часть завоеванных около Китая земель будет потеряна. Но это не последняя встреча арабов и китайцев. Через несколько десятилетий они встретятся еще раз, но уже на поле боя, в определяющей развитие региона битве у реки Талас, где арабы разобьют китайское войско. Но это уже другая история.

-11