У Америки есть Голливуд и производные от названия «империи грез» выражения «голливудская улыбка», «голливудский стиль» и тому подобные. А у Индии есть своя киноимперия, почти Голливуд, отличие лишь в первом слоге, но за словом «Болливуд» стоит совсем другой мир, живущий по законам особого индийского жанра, зачастую малопонятного именитым кинокритикам.
История индийской «империи грез»
Наименование «Болливуд», относящееся к киноиндустрии в Мумбае (или Бомбее, как раньше назывался город), часто ассоциируют с индийским кинематографом в целом, что не является верным. Наряду с Болливудом существуют киноиндустрии «Толливуд» в районе Толлигунге штата Западная Бенгалия и «Колливуд» в штате Тамилнад (основная часть студий находится в районе Кодамбаккам). Первая часть в названии кинокомпаний происходит от названия мест, в которых они базируются, а вторая – производная от названия киностудии, в стремлении к идеалам которой индийским киномастерам удалось создать совершенно уникальный и аутентичный киножанр, отличающийся от голливудских блокбастеров так же, как сари отличается от джинсов. Успеху именно Болливуда во многом способствовало то, что фильмы там снимались на языке хинди, в то время как язык фильмов Толливуда – тегулу, а Колливуда – тамильский. Идя в ногу со временем, Болливуд сегодня снимает фильмы на языке, неофициальное название которого хиндиш, то есть «хиндинизированная» версия английского языка».
Золотой век индийского кино – это 1940–1960-е годы. Именно в это время Болливуд вырывается на мировую арену. Фильм «Мать Индия» Мехбуба Кхана номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, также он получает множество премий на престижных международных кинофестивалях. В этот период создаются ленты, которые позже будут признаны классикой жанра. Это фильмы «Жажда» и «Бумажные цветы», которые авторитетным американским журналом «Тайм» были включены в список ста лучших фильмов всех времен, а их режиссер Гуру Датта назван одним из величайших режиссеров всех времен. Весь мир узнал имена индийских актеров Митхуна Чакраборти, Анила Капура, актрисы Хема Малтни (исполнительницы главной роли в фильме «Зита и Гита»). Тогда весь мир заговорил об индийском кино как о феномене. Так в чем же заключается этот феномен?
Феномен индийского кино
В мире кино есть популярная шутка об индийских фильмах, которая говорит о том, что если в американском или европейском фильме ружье, которое висит в доме, обязательно выстрелит, то в индийском фильме оно споет и станцует. Индийские фильмы как будто нарочно лишены излишней концептуальности и психологической глубины, наполнены трюками, снятыми словно наспех, без беспокойства о том, насколько правдоподобно в глазах зрителя это выглядит. В сюжетах, перенасыщенных песнями и танцами по любому, веселому или трагическому поводу, очень красивые индийские женщины, в ярких нарядах и украшениях, и сильные, смелые мужчины рассказывают одну и ту же вечную историю любви на фоне препятствий и страданий, вечную историю о борьбе добра и зла. А весь мир, затаив дыхание, снова и снова слушает эту вечную историю жизни, прощая ее создателям технические кинематографические огрехи. В истоках индийского кинематографа лежит национальный индийский театр, и именно за это его и любят – за яркое театрализованное представление, за красивые костюмы, песни, танцы и простые и понятные человеческие эмоции.
Кроме эстетических функций индийский театр, последователем традиций которого стал и кинематограф, выполнял функцию просветительскую и образовательную. До настоящего времени в большинстве индийских кинотеатров перед показом фильма звучит гимн Индии, в котором много раз произносится название священной реки Ганг. Очень любили индийское кино и советские люди. В городах и особенно в селах огромной, далекой от Индии страны для успешного показа достаточно было написать на афише большими буквами одно слово – «ИНДИЯ».
Красивая женщина в ярких нарядах, с бездонными карими глазами, которые одинаково искренне умеют плакать и смеяться, выражать любовь и ненависть, – именно она главная героиня, почти что богиня индийского кино, а такие персонажи, как режиссеры, операторы, продюсеры, работают только для того, чтобы лучше донести красоту до людей. Большинство индийских актрис – это победительницы всевозможных конкурсов красоты. Самая успешная за всю историю существования индийского кинематографа актриса Айшвария Рай, гонорары которой составляют не помещающуюся в сознании большинства индусов сумму в 250 тысяч долларов за роль, – победительница конкурса «Мисс Мира» 1994 года. Айшвария Рай является также лицом компании L’Oreal и первой индийской женщиной, восковая фигура которой представлена в Музее мадам Тюссо. Популярная индийская актриса Лара Датта – Мисс Вселенная 2000 года, а не менее популярная Приянка Чопра – Мисс Мира 2000 года. И действительно, чего еще можно требовать от женщины, кроме красоты, а все остальное за нее сделают мужчины, благородные, сильные и смелые, какими предстают они в индийском кино, защищая своих возлюбленных от всевозможных зол и напастей.
Вы хотите сняться в индийском кино?
Болливуд не расположен на холмах с огромными буквами, кричащими о том, что «империя грез» находится именно здесь. Может быть, потому, что в сознании большинства простых индийцев Болливуд находится выше холмов, а красавица Айшвария Рай или уважаемый во всей Индии Амитабх Баччан – владелец кинокомпании, которого чаще называют Биг Би или Мудрый Би, – это небожители, они лишь иногда спускаются на землю, как это делали индийские боги Вишну или Шива. В Болливуде не проводятся организованные экскурсии, а съемочные павильоны и другие организационные помещения разбросаны по всему Мумбаю, часто не имея вывесок. Но попасть в Болливуд можно… в качестве актера. И даже получить свой гонорар в размере десяти долларов за полный съемочный день, не считая питания в день съемки.
Для этого достаточно найти при помощи Интернета или другими способами контакты агентов, вербующих актеров для съемки в многочисленных массовых сценах болливудских картин. Некоторые предприимчивые парни и девушки, предпочитающие проводить зиму в Гоа, а не в России или других странах с суровым климатом, сами становятся такими агентами и занимаются вербовкой актеров массовых сцен, европейская внешность которых часто востребована в Болливуде. Таким интересным способом можно не только познакомиться с удивительным миром индийской «империи грез», но и стать его непосредственным участником и создателем.