Не замечали – «Руслан и Людмила» Пушкина намекает на неправильный выбор религии князем Владимиром.
Это мы вместе с большим художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он когда-то читал, но забыл, про что там написано. После «Курочки Рябы» разбираемся с «Русланом и Людмилой».
Вкратце содержание. Сначала знаменитый пролог – про дуб зеленый, златую цепь и ученого кота, который ходит справа налево. И про то, что «там русской дух, там Русью пахнет!».
Наконец сюжет. Киевский князь Владимир-Солнце выдает свою дочь Людмилу за богатыря Руслана. После свадебного ужина молодые идут в спальню, но тут колдун Черномор хватает Людмилу и куда-то с ней улетает.
Князь Владимир принимает мудрое решение: тот, говорит, кто найдет Людмилу, и получит ее в жены, то есть объявляет торжественную регистрацию брака с Русланом недействительной.
На поиски бросаются дисквалифицированный муж Руслан и три его соперника – Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Рогдай по пути пытается убить Руслана, но все выходит наоборот. Потом Руслан побеждает огромную человеческую голову, под которой находит волшебный меч.
Параллельно Людмила безостановочно отбивается от домогательств летучего карлы Черномора. Наконец Руслан до Черномора добирается, отрубает ему мечом бороду – без бороды колдун ни на что не способен. Но Людмила оказывается спящей красавицей. Чтобы ее разбудить, надо ехать в Киев. По пути спящего Руслана убивает Фарлаф.
Но сосуды с мертвой и живой водой оживляют Руслана. Он приезжает, всех побеждает, прощает Черномора и Фарлафа (третий соперник – Ратмир – подлостей не делает, за что награжден жизнью с прекрасными девами). И будит Людмилу. На этом конец.
У нас все считают «Руслана и Людмилу» детской сказкой, но швейцарский ученый Жан-Филипп Жаккар обнаружил в ней очевидный эротический подтекст. Фактически вся эта история про то, как Руслан и Черномор пытаются овладеть Людмилой, но ни у того ни у другого ничего не выходит. Руслан мечтает о теле Людмилы с первой сцены – он «щиплет ус от нетерпенья», и в тот самый миг, когда одежды пали и Руслан предвкушает восторги, девушку утаскивает Черномор. Когда Руслан до Людмилы наконец добирается, она спит. И он, «смирив нескромное желанье», везет ее в Киев. Но и здесь никакого обладания Людмилой не происходит – она просыпается, на этом Пушкин заканчивает рассказ.
То есть Людмила остается невинной девой, поскольку и у Черномора, несмотря на неоднократные попытки овладеть девушкой, ничего не выходит. Но у него по другим причинам: «любовь седого колдуна юной деве не страшна», ибо «против времени закона его наука не сильна». То есть Черномор – импотент, а виагру еще не изобрели. Колдун, правда, пытается «вопреки своим годам» сорвать «прелести Людмилы», но тщетно.
В общем, странная история. Про карлика-импотента и дееспособного, но ничего не получившего богатыря.
Однако если рассматривать сказку как историю про выбор Русью веры, она перестает быть непонятной, все становится на свои места.
Русь – это Людмила. Черномор – язычество, которое уже ничего не может, не отвечает требованиям времени. Поэтому князь Владимир и подбирает новую религию.
Четыре претендента. Руслан – вера православная. Фарлаф – вера католическая. Рогдай – ислам. Хазарский князь Ратмир – иудаизм.
Русь достается православию, которое до конца овладеть ею, впрочем, не может. Ислам и католицизм Пушкину не симпатичны. А вот хазарский князь Ратмир очень даже нравится. Но разве мог Пушкин сказать о симпатиях к иудаизму в те жестокие подцензурные годы? Вот и пришлось сказку писать.
Сергей Балуев