История строительства лёгкого метро в России берёт своё начало в 2001-м году. Именно тогда началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. Решением стало проведение линий в спальные районы, остро нуждающиеся в высокоскоростном транспортном сообщении.
Изначально предполагалось сооружение эстакад и эксплуатация сочленённых двухвагонных составов «Яуза», однако позже планы переигрались, и было решено начать создание нового типа вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров специально по наземным и надземным линиям метро.
Первый участок лёгкого метро из пяти станций Бутовской линии принял первых пассажиров 27 декабря 2003 года. Однако по своим характеристикам линия полностью соответствует метро обычному.
В течение десяти лет обозначалась серо-голубым цветом и знаком Л1.
С конца 2012-го года Бутовская линия стала указываться на схемах среди остальных линий метро, а с мая 2013-го на всех официальных схемах вместо Л1 она обозначается номером 12. Однако до сих пор на станциях «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии и «Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии на пересадках на Бутовскую линию по-прежнему используется старое обозначение Л1.
Бутовская линия не имеет своего депо. Ей приходится довольствоваться ТЧ-8 «Варшавское», обслуживающее подвижной состав Бутовской и Серпуховско-Тимирязевской линий. В ночное время поезда, следующие на север в депо, переезжают с путей БЛ на станцию «Бульвар Дмитрия Донского», с которой уже следуют на место ночного отстоя.
Тоннели после станции «Улица Старокачаловская» фактически являются продолжением тоннелей СТЛ, однако поезда с пассажирами не следуют с одной линии на другую, и необходимо каждый раз делать пересадку.
До 27 февраля 2014-го года Бутовская линия являлась единственной в Московском метрополитене, полностью расположенной за пределами МКАД. Также линия является уникальной, поскольку на всех станциях вход и выход осуществляется с левой стороны относительно движения поезда. Единственной радиальной линией, на которой движение осуществляется таким же образом, является Сокольническая, поскольку она единственная из радиальных не имеет боковых платформ и кросс-платформенных пересадок.
В долгосрочной перспективе (2025-й год) предусмотрено продление линии в Новокурьяново с тремя новыми станциями и возведением собственного электродепо.