Хватит скромничать. Окружающие не узнают о том, чего вы добились, если вы им не расскажете.
Елена Володина
Руководитель проекта «Леди@Mail.Ru», блогер.
Нас воспитывали с установкой, что перед тем, как высказать мнение, надо поднять руку. Перед тем как войти — вежливо постучаться. Что «якать» неприлично, скромность украшает человека, а «выскочка» — это совсем не комплимент. Это одна из причин, по которой мы так плохо умеем «продавать» себя, а между тем в самопиаре нет ничего стыдного. Стоит научиться правильно говорить о своих успехах.
Можно сказать «Я занимаюсь организационной фигнёй» (как вы считаете), а можно — «Я специалист по документообороту и общению с партнёрами, помогаю крупнейшей нефтегазовой компании вести важных клиентов».
О синдроме самозванца
Низкая самооценка и ощущение собственной незначимости именно женщинам часто мешают двигаться вперед. Шерил Сэндберг, бывший операционный директор в Facebook, в своей книге «Не бойся действовать» привела интересную статистику: женщины подают заявление на вновь открывающиеся вакансии лишь в том случае, если уверены, что они на 100% отвечают предъявляемым требованиям. Мужчины считают, что 60-процентного соответствия достаточно.
Сегодня уже все слышали про синдром самозванца — феномен, заставляющий даже способных людей сомневаться в себе, и страх быть «разоблачённым».
Признаки синдрома самозванца:
- вы думаете, что вам «повезло» в карьере и жизни;
- вы считаете, что незаслуженно занимаете своё место и вас вот-вот «разоблачат»;
- вы считаете, что ничего особенного не умеете и, в общем-то, ничего не добились;
- вам сложно ответить на вопрос, чем вы гордитесь;
- вы зациклены на мелких ошибках и не помните о крупных достижениях;
- вы не считаете себя незаменимым человеком.
В сериале Good Wife есть интересный и поучительный эпизод. Один адвокат (мужчина) рассказывает другому адвокату (женщине) историю: два человека случайно столкнулись на улице, и никто не виноват. При этом один говорит «I’m sorry» («Простите»), а другой — «Watch it!» («Смотри, куда идёшь!»). Вот ты, мол, Алиcия, человек, который всё время извиняется.
Поставьте себя в эту ситуацию. Кто вы: человек, который извиняется, или тот, кто уверен в своей правоте?
Напишите вашу историю
Сторителлинг — ключевой навык в жизни любого человека, даже если у вас нет амбиций писателя. Научитесь для начала рассказывать свою историю. Сформулируйте её в трёх разных форматах:
- историю о себе в одном предложении;
- историю о себе в одном абзаце (для ситуации «разговор с инвестором в лифте за 30 секунд);
- весёлую историю о себе в одном абзаце (как в фильме про Бриджит Джонс, когда вам нужно, например, представиться перед гостем на вечеринке).
Как правило, несмотря на видимую простоту, это задание оказывается сложным для очень многих людей и занимает гораздо больше времени, чем кажется. Но это универсальный по своей полезности навык. Очень важно в любой момент времени суметь сформулировать, кто вы, чем занимаетесь, в чём ваша миссия, что вы несёте в мир.
О чём ещё можно рассказывать.
О достижениях в работе
Между прочим, важная строка даже в резюме, которую многие напрасно игнорируют. Даже если вы считаете, что ничем полезным не занимаетесь (что навряд ли), подумайте, как ваша работа помогла другим людям. Возможно, не конечному потребителю, а коллегам. Каков ваш вклад в общее дело?
О получении наград и премий
Наверняка в вашей сфере деятельности есть конкурсы, рейтинги и прочее. Изучите рынок, выясните условия номинирования, отметьте сроки подачи заявок. И начинайте готовиться. Если для того, чтобы попасть в рейтинг, надо прочитать лекцию — ищите, где её можно прочитать. Если нужна публикация в специализированном издании — готовьте публикацию. В большинстве случаев награды редко получают просто так. Самономинирование — самая обычная история. Странно ждать миллионного выигрыша, не купив лотерейный билет.
Об участии в конференциях
Подумайте, в чём ваша сфера экспертизы? Каким бы знанием вы могли поделиться с миром, а для начала — с коллегами по цеху? Найдите соответствующие конференции и подавайте заявки. Это возможность заявить о себе перед большим количеством людей, продемонстрировать свой профессионализм и завести новые знакомства.
О личных успехах
Иногда интерес к вам могут вызвать не только ваши рабочие достижения, но и персональные. Например, если вы опытный марафонец или прошли Iron Man. Это скажет о вас как о человеке больше, чем очередное перевыполнение финансового плана (что, безусловно, заслуживает отдельного внимания). В счёт идут любые хобби и увлечения, будь то флористика или кулинария. Например, когда я занялась ателье эклеров, то ко мне стали чаще обращаться за интервью и позвали на радио («Как это вы всё успеваете?»).
О благотворительности (если вы ей занимаетесь)
Многих звёзд часто упрекают в том, что они пиарятся на добрых делах. Но правда в том, что это не имеет значения. Главное, что эти дела делаются. А еще не забывайте, что ваш опыт может стать примером для других и запустит «цепочку добра». Относитесь к этому так: вы не пиаритесь на благотворительности, вы просто не скрываете, что иногда помогаете другим.
Как о вас узнают.
Чтобы заявить о себе, можно использовать следующие способы.
Социальные сети
Первое правило самопиара: информация о вас должна быть доступной. Учитесь оставлять правильный digital-след. Для начала убедитесь, что у вас есть аккаунты во всех ключевых социальных сетях, они открыты и вы их регулярно ведёте. Кстати, аккаунт в Instagram тоже считается. По сути, многие Instagram-блогеры — это маленькие СМИ. Заведите своё СМИ и вещайте, о чём хотите.
Сарафанное радио
То, что о вас знают окружающие, исключительно ваша ответственность. Обращайте внимание на то, что вы рассказываете. Что вы уставший, измотанный человек, который только и делает, что ждёт отпуска? Или человек творческий, неординарный, с широким кругозором, который никогда не сидит на месте и любит развиваться?
Pressfeed
Сайт, где журналисты оставляют заявки на комментарии экспертов. Определите свою сферу экспертизы и откликайтесь на интересные предложения.
Конференции
Они могут быть и предметом выступления, и каналом дистрибуции информации о вас. Если переживаете, что презентации не ваша сильная сторона, возьмите несколько уроков по публичным выступлениям. В любом случае это полезный навык.
Внутренние собрания на работе
Если начальник не знает о ваших достижениях, то это потому, что вы о них не рассказываете. Успех часто воспринимается как должное (в том числе и нами), а неудачи — как трагедия. Измените отношение к успеху. Делитесь своими маленькими и большими рабочими победами на отчётных встречах. Или в течение недели, если появился неожиданный повод похвалиться. Не относитесь к этому как к хвастовству. Считайте, что вы делитесь радостью.
Слава и успех не приходят к ленивым. А самопиар — большая работа.
Источник: lifehacker.ru