Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании приняли на первом чтении пакет законопроектов, направленных на завершение налогового манёвра в нефтяной отрасли.
В течение шести лет планируется постепенное снижение ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до 0%, а также равномерное повышение ставки налога на добычу нефти и газового конденсата с параллельным сокращением ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Нововведения позволят получить бюджету дополнительные средства.
Министр финансов Илья Трунин сообщил, что при действующей системе таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов бюджет недополучает большие суммы за счёт излишнего субсидирования, которое во многом возникает из-за разницы в экспортных ставках. По его словам, из общего объёма переработки нефти в 280 млн т на внутренний рынок не поставляется 51 млн т, но субсидии при этом всё равно выделяются. Таким образом, при цене нефти в 40$ за баррель размер господдержки составляет около 1,1 трлн рублей в год.
«Мы считаем, что государство не должно выделять такие субсидии. Завершение налогового манёвра позволит мобилизовать эти средства в федеральный бюджет и значительно повысить эффективность нефтепереработки при минимизации влияния на цены на внутреннем рынке на бензин и дизель», — подчеркнул Илья Трунин.
В документе также предусматривается индексация ставок акцизов в 2021 году, которая будет применяться при повышении уровня инфляции. По прогнозам Минэкономразвития, она составит 4%. При этом в 2019-2020 годах ставки акцизов сохранятся на установленном законодательством уровне.
Нововведение планируется ввести в действие с 1 января 2019 года. До этого времени сохранятся размеры и условия действия пониженной ставки НДПИ при добыче на выработанных и малых участках недр, а также льгота для добычи на новых морских месторождениях и для добычи газового конденсата, используемого для производства СПГ.
С пакетом законопроектов нефтепереработчики смогут компенсировать выпадающие доходы, и у них не будет появляться необходимость повышать цену на топливо. Кроме того, законопроект предоставил правительству право в случае резких колебаний цены нефти повышать экспортную пошлину, чтобы не допустить рост стоимости бензина на внутреннем рынке.
«В этих нововведениях главное то, что правительство предлагает сделать поддержку нефтяных компаний адресной, и механизм «отрицательного» акциза предусматривает, что нефтепереработка получит её на условиях модернизации и поставки на внутренний рынок бензина Евро-5», — сообщил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.