Точка: 43.27373, 41.61677 (водопад Чертова мельница)
Самая динамичная прогулка на Домбае (и вообще за всю Кавказскую эпопею, она же — завершающая) — забег до Чертовой мельницы. Именно забег. Почти. Очень быстрая ходьба.
После Русской поляны в лагере пополняем запасы чая, номинально переодеваемся. И натыкаемся на смотрителя, который интересуется, куда мы на ночь глядя собрались.
— К Софруджинским водопадам, — говорим мы.
— Да вы совсем ох….ли! Чертова мельница — максимум. И то с фонарем и чаем. И если через три часа не вернетесь — объявляю поиск.
Сурово, ничего не скажешь. С другой стороны, смотрителю виднее. Он насквозь местный. Демонстрируем два фонаря. Чай. Две рации и один телефон. Обещаем, что дальше Мельницы не пойдем. И тут начинает моросить дождь. Давно не виделись.
Идти предстоит вдоль реки Аманауз. Не долго по расстоянию, километра полтора. И почти без перепада по высоте (метров 200). Вход платный и по пропускам, ибо, заповедник. Рублей сто — сто пятьдесят с человека. Оплата при входе. Проскочить без билета тяжело, да и не дадут (в начале тропы стоят суровый служители заповедника и пограничники). Происходит обмен денег на…
Блин… на пропуск! Тут же интересуюсь, можно ли по нему к Водопаду «Девичьи слезы идти. Еще раз блин. Оказывается, что можно. Было можно. Сегодня поздно. А завтра надо до дому выдвигаться. Вчера бы знать.
Расстраиваться времени нет. Дождь уже пошел вполне конкретный. Пускают нас только до Чертовой мельницы. Дальше нужен пропуск (любимое уже слово) от пограничников. И не успеем до темноты даже в один конец.
Стартуем с места в карьер. Тропинка читаемая, как хорошее шоссе и порядком хоженая (как Тверская). По сухому — легкая прогулочка. Под дождем очень скользко. Грунт уходит из под ног, порода просто скользкая. Хвататься не за что особо. Трекинговые палки (палка) здорово выручают, но томной прогулка перестает быть сразу.
Промахнуться мимо точки почти невозможно. Ориентиром выступает и нарастающий шум водопада. Добегаем минут за двадцать.
Смотрим вниз на… Меньше всего Чертова мельница похожа на водопад. В неком обывательском понимании этого слова. Водопад, к примеру, был на Русской поляне или Эльбрусе. В Изборске. А тут что такое?
Сумятицы в восприятие добавляет не типовая точка обзора. Сверху.
На что оно похоже? Ну… Много ли понятно по фото? И в живую так же! Этим и привлекает. Пугающей непонятностью.
Сброс воды там есть. Русло обрывается вниз не резко, а под уклоном. К низу поток закручивает в воронку и он уходит у отверстие в породе. По этому — мельница. Выходит на поверхность вода метра в десяти по горизонтали и так же по вертикали. Технически — да, водопад, раз падает.
Как уже упомянул — с обзорной площадки не видно толком ничего. Общего вида нет в принципе, цельную картину надо самостоятельно в голове дорисовывать. Но ощущения от нее под стать.
Скользко, мокро, вода ревет оглушающе. Куда смотреть не ясно. Никаких перил, ограждений или хоть намека на безопасность.
По взрослому все. Оступился — сам дурак. Тело выловят километров за 10 вниз по течению реки..
Устраиваем импровизированное чаепитие прямо над водоворотом. Мокрые уже совсем насквозь. Первая камера отключилась совсем, из второй — игривая капель. Кажется (а чуть позже подтвердится), что на нас ни одной сухой вещи не осталось.
Сдулись дождевики, непромокаемые куртки, все, что под ними.
В рюкзаке до литра дождевой воды. И еще по пол литра в каждом ботинке.
После Псковского ливня, по прибытию в Печеры мы просили в гостинице хоть какой-то обогреватель. И за ночь просушили большую часть одежды и всю обувь. Высушенного хватило еще на два дня.
Сейчас я точно понимаю, что одежды нет и на завтра. А еще два дня дороги домой. Фаня, что бы без тебя мы делали? Выручай! Суши и грей своих немного сумасшедших хозяев!
На этом заканчивается наше Кавказское путешествие 2016 года. Но не заканчиваются сами горы, а наша любовь к ним только только проснулась. Следующий, 2017 год, придется воздержаться от дальних поездок. Так нужно. А в 2018 ом — здравствуй Адыгея, давай попробуем подружиться еще раз?