Найти тему
Небесные истории

Тиват ветреный. Или... обычная непростая посадка.

Слетал в Тиват на проверку молодого второго пилота. Парень год отработал, и в общем и целом, он молодец! Да, есть к чему стремиться (ну а кто из нас был идеалом через год работы? Я - тоже нет). Но что мне в Антоне очень понравилось - его обстоятельность и серьезность.

Я писал не раз, пишу и остаюсь при своем мнении, что если гражданской авиации России и суждено занять достойное место в мировой индустрии, то достигнуто это будет вот такими свежими, молодыми, незамутненными ребятами. Обстоятельными и серьезными. 90-е и 00-е годы нанесли катастрофический урон нашей отрасли, и что самое плохое - сдвинули по фазе мышление у пилотов, которые воспитались в годы анархии, а сегодня занимают, пожалуй, 90% летных руководящих должностей. Выводы делайте сам. А молодым парням предстоит непростая задача - повернуть все в правильное русло.

Примечание: история, описанная в рассказе, относится к апрелю 2014 года
-2

В Тивате (курортный город в Черногории) сегодня ожидается "чудесная" погодка - сильный порывистый ветер при ясном небе и в относительно теплом воздухе. Учитывая первое обстоятельство, я решил, что в сторону Тивата полечу я, а Антон - обратно. Правда,  взлетев из Москвы, нам тоже пришлось продираться через неспокойную атмосферу. Если такая обстановка сохранится до вечера, Антону придется несладко.

Набрали эшелон, рассказал пассажирам информацию о полете. Далее по плану обед. Я позавтракал в полвосьмого утра, а сейчас уже два часа дня. Кушать хочется!

А обеда все нет и нет. Полчаса полета, час...

Вызываю бортпроводника:

- Женя, вы хотите нашей голодной смерти?

- Но... Денис Сергеевич, мы бизнес сейчас обслуживаем, а их 10 человек!

Занятное правило, идущее корнями в стародавние времена. Сначала обслужить бизнес класс, потом экипаж. Причем некоторые бортпроводники понимают это буквально - пока не соберут все подносы у "бизнесменов", которые, как правило, вкушают неторопливо, экипаж не накормят. И затягивается это на час, а то и дольше. А может быть, такие правила у них и прописаны - ждать до последнего чистого подноса - в их процедурах я не дока. Однако, большинство из проводников все-таки умудряется выкроить пять минут, чтобы собрать и принести поднос в кабину.

Но Евгений, наш сегодняшний старший бортпроводник - из "молодых", я с ним еще не летал. Возможно, по причине малой опытности в своей должности он и не задумывается о том, что бизнесмены чудесно кушают в бизнес зале аэропорта в ожидании посадки на самолет. А пилот может выйти из дома и за четыре часа до вылета, чтобы по московским пробкам прибыть за полтора-два часа в штурманскую, после чего у него начинается работа и уже не до еды.

Тот, кто это правило придумывал "во имя повышения уровня сервиса" явно не задумывался об этом. Да и откуда им задумываться? Из офисов с кондиционерами всегда не очень хорошо видно, что происходит в кабинах лайнеров.

В вежливо-шутливой форме разъясняю:

- Женя, если мы тут сейчас потеряем сознание от голода, то это будет явно хуже, чем выкроить для нас пять минут, пока в бизнесе неторопливо кушают.

Утрирую, конечно. Но  вот честно - мне это правило непонятно. Более того, я считаю его откровенно небезопасным - если вдруг (т-т-т, не про нас с вами сказано) внезапно что-то в полете случится, уж точно лучше немного подкрепиться заранее, чтобы быть готовым к неприятностям во всеоружии. Все-таки, от физиологии не уйти - когда что-то случится, надо прислушиваться к самолету, а не к урчанию живота.

Война-войной, а обед по расписанию!

* * *

Принимаем сводку погоды в Тивате. Температура +17, незначительная облачность на высоте 1500 м, видимость более 10 км, ветер северо-восточный, 4 с порывами до 9 метров в секунду

Я уже много раз писал о том, что Тиват, благодаря своему расположению в долине между гор, является достаточно нетривиальным аэропортом. Там никогда на 100 процентов нельзя быть уверенным, что условия на заходе будут простыми. Да, они могут оказатьсяпростыми, но лучше готовиться к внезапным изменениям в направлении и скорости ветра.

"Надейся на лучшее, готовься к худшему!" Одно из золотых правил опытных авиаторов.

Если у земли ветер "гуляет" - это практически гарантия того, что на заходе будет "весело" - жди болтанки и скачков скорости.

-3

И да - ожидания оправдались. Более того, они перевыполнились!

Когда самолет испытывает болтанку и и гуляет приборная скорость из-за изменений направления ветра - это одно. Но когда ты снижаешься сквозь восходящие потоки воздуха, препятствующие твоему снижению - вот это гораздо "веселее"! Влетая в "восходняк", самолет резко вздрагивает, как будто его кто-то ударил кувалдой снизу, переходит в набор высоты, да еще и с ростом скорости обычно (так реагирует датчик давления воздуха на порыв ветра).

Пролетев Подгорицу, мы начали ощущать этот цирк во всей красе. Я надеялся, что снизившись пониже, "восходняки" прекратятся, но нет - мы летели в неспокойной атмосфере до самого приземления. Скорость гуляла, как разбитная девка, самолет гарцевал, как арабский скакун - Стихия все делала для того, чтобы повысить градус настроения "заскучавшим пилотам"! Ну а я руками и ногами, аки тракторист, упрямо удерживал самолет на траектории захода, усмехаясь, вспоминая о том, как некоторые операторы клавиатуры и диванные мастера нас именуют "операторами" вместо "пилотов".

Да уж! В таких условиях приходится обращаться к древнему мастерству пилотирования!

Летишь на самолете весом 65 тонн, а рулишь, как на "кукурузнике" Ан-2, удерживая лайнер в рамках приличия.

Очень неприятно попадать в восходящий поток воздуха недалеко от твердой земной поверхности. Приходится отдавать штурвал от себя, предотвращая дальнейший уход самолета вверх- это чревато перелетом, а купаться в прохладной бухте, в которую упирается не самая длинная полоса Тивата сегодня не хочется! Скорость при этом растет, поэтому надо прибирать тягу и быть настороже - ведь сейчас ты пролетишь сквозь порыв ветра, и жди резкую просадку самолета! А земля-то близко! Надо быть готовым среагировать моментально!

А еще и особенности захода в Тивата на полосу 32 - доворот влево к полосе на высоте около 150 метров. В Тивате из-за особенностей рельефа (горы же!) не совпадают курсы предпосадочной прямой и полосы. В процессе доворота нужно тремя глазами глядеть за всеми параметрами - ведь атмосфера-то и не думает успокаиваться! Она упорно пытается сбить тебя с толку, а самолет - с курса.

Когда наш зеленый Боинг все-таки долетел до ВПП и успешно приземлился, я перевел дух и признался вслух:

- Да... Это было прррросто круто!

После таких посадок уровень адреналина в крови зашкаливает, по венам растекается эйфория. Только-только ты был сжат, как пружина, составляя с многотонным лайнером единое целое... И вот, тебя вдруг резко отпустило - все успешно закончилось...

Нет! Нам не надо искать острые ощущения в гонках по ночным улицам, в казино или в наркотиках, наша обычная работа дарит незабываемые эмоции с лихвой. А ведь за это еще и зарплату платят!

Зарулили на стоянку, выключили двигатели. Закончили все необходимые процедуры, я выхожу из кабины проводить пассажиров. Адреналин все еще плещется в жилах, а настроение невероятно классное - во-первых от того, что мы в очередной раз утерли нос Стихии, во-вторых потому, что погода все равно чудесная - светит Солнце, играя в барашках тучек, красиво освещая горы и залив.

Жизнь - замечательная штука!

Пассажиры выходят, благодарят. Одна из женщин задержалась около кабины, чтобы лично меня поблагодарить - оказалась читательницей моего журнала. Говорит, что увлекается парапланерным спортом, на что я отвечаю, что как раз сегодня самая что ни есть прекрасная погода для любителей этого развлечения!

Пассажиры вышли, у нас впереди полтора часа стоянки. Я беру свою соньку, иду искать кадры.

-4
-5
-6
-7
-9
-10

Наконец-то я смог разглядеть те домики на другой стороне залива, к которым присматривался с 2006 года - когда я впервые посетил Тиват. Ультразум - это сила!

-11
-12
-13
-14

А что там на горе?

-16

Традиционный белый В737. Его часто видно в Тивате.

-17

Сел в кусты.

-18

А, нет. Показалось.

-19

Прошли наши полтора часа стоянки. Новая партия пассажиров неспешно уселась в лайнер, утрамбовывая ручную кладь на полках.

Вылетаем из ветреного Тивата в сторону залива. Самолет бодро рвется в небо, колбасится на воздушных колдобоинах (с гордостью отмечаю, что им далеко до неровностей Якутской или Томской взлетной полосы), закладывает глубокий крен влево, разворачиваясь практически на 180 градусов - по такой вот схеме мы выходим на трассу следования на восток.

-20

Описываем круг почета над аэродромом, выполняем еще один глубокий разворот влево. Пока-пока, Черногория!

-21

А пока мы выступали на арене цирка в Тивате, в Москве погода наладилась. Слабый боковой ветерок, отличная видимость, температура +4. Антону досталась посадка в абсолютно "курсантских" условиях, и он с ней достойно справился!

Вот так может выглядеть заход на посадку в жестких условиях в Тивате (я летел в качестве инструктора по задаче ввода в капитаны молодого пилота):

Попытка номер один (уход на второй круг)

Попытка номер два (успешная посадка)

Взлет

Спасибо за внимание!

Летайте безопасно!

-22

Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!

Эти и другие рассказы о летной работе на канале Небесные истории

Об авторе

Мой инстаграм

Мой канал на Youtube