Слетал в Тиват на проверку молодого второго пилота. Парень год отработал, и в общем и целом, он молодец! Да, есть к чему стремиться (ну а кто из нас был идеалом через год работы? Я - тоже нет). Но что мне в Антоне очень понравилось - его обстоятельность и серьезность.
Я писал не раз, пишу и остаюсь при своем мнении, что если гражданской авиации России и суждено занять достойное место в мировой индустрии, то достигнуто это будет вот такими свежими, молодыми, незамутненными ребятами. Обстоятельными и серьезными. 90-е и 00-е годы нанесли катастрофический урон нашей отрасли, и что самое плохое - сдвинули по фазе мышление у пилотов, которые воспитались в годы анархии, а сегодня занимают, пожалуй, 90% летных руководящих должностей. Выводы делайте сам. А молодым парням предстоит непростая задача - повернуть все в правильное русло.
Примечание: история, описанная в рассказе, относится к апрелю 2014 года
В Тивате (курортный город в Черногории) сегодня ожидается "чудесная" погодка - сильный порывистый ветер при ясном небе и в относительно теплом воздухе. Учитывая первое обстоятельство, я решил, что в сторону Тивата полечу я, а Антон - обратно. Правда, взлетев из Москвы, нам тоже пришлось продираться через неспокойную атмосферу. Если такая обстановка сохранится до вечера, Антону придется несладко.
Набрали эшелон, рассказал пассажирам информацию о полете. Далее по плану обед. Я позавтракал в полвосьмого утра, а сейчас уже два часа дня. Кушать хочется!
А обеда все нет и нет. Полчаса полета, час...
Вызываю бортпроводника:
- Женя, вы хотите нашей голодной смерти?
- Но... Денис Сергеевич, мы бизнес сейчас обслуживаем, а их 10 человек!
Занятное правило, идущее корнями в стародавние времена. Сначала обслужить бизнес класс, потом экипаж. Причем некоторые бортпроводники понимают это буквально - пока не соберут все подносы у "бизнесменов", которые, как правило, вкушают неторопливо, экипаж не накормят. И затягивается это на час, а то и дольше. А может быть, такие правила у них и прописаны - ждать до последнего чистого подноса - в их процедурах я не дока. Однако, большинство из проводников все-таки умудряется выкроить пять минут, чтобы собрать и принести поднос в кабину.
Но Евгений, наш сегодняшний старший бортпроводник - из "молодых", я с ним еще не летал. Возможно, по причине малой опытности в своей должности он и не задумывается о том, что бизнесмены чудесно кушают в бизнес зале аэропорта в ожидании посадки на самолет. А пилот может выйти из дома и за четыре часа до вылета, чтобы по московским пробкам прибыть за полтора-два часа в штурманскую, после чего у него начинается работа и уже не до еды.
Тот, кто это правило придумывал "во имя повышения уровня сервиса" явно не задумывался об этом. Да и откуда им задумываться? Из офисов с кондиционерами всегда не очень хорошо видно, что происходит в кабинах лайнеров.
В вежливо-шутливой форме разъясняю:
- Женя, если мы тут сейчас потеряем сознание от голода, то это будет явно хуже, чем выкроить для нас пять минут, пока в бизнесе неторопливо кушают.
Утрирую, конечно. Но вот честно - мне это правило непонятно. Более того, я считаю его откровенно небезопасным - если вдруг (т-т-т, не про нас с вами сказано) внезапно что-то в полете случится, уж точно лучше немного подкрепиться заранее, чтобы быть готовым к неприятностям во всеоружии. Все-таки, от физиологии не уйти - когда что-то случится, надо прислушиваться к самолету, а не к урчанию живота.
Война-войной, а обед по расписанию!
* * *
Принимаем сводку погоды в Тивате. Температура +17, незначительная облачность на высоте 1500 м, видимость более 10 км, ветер северо-восточный, 4 с порывами до 9 метров в секунду
Я уже много раз писал о том, что Тиват, благодаря своему расположению в долине между гор, является достаточно нетривиальным аэропортом. Там никогда на 100 процентов нельзя быть уверенным, что условия на заходе будут простыми. Да, они могут оказатьсяпростыми, но лучше готовиться к внезапным изменениям в направлении и скорости ветра.
"Надейся на лучшее, готовься к худшему!" Одно из золотых правил опытных авиаторов.
Если у земли ветер "гуляет" - это практически гарантия того, что на заходе будет "весело" - жди болтанки и скачков скорости.
И да - ожидания оправдались. Более того, они перевыполнились!
Когда самолет испытывает болтанку и и гуляет приборная скорость из-за изменений направления ветра - это одно. Но когда ты снижаешься сквозь восходящие потоки воздуха, препятствующие твоему снижению - вот это гораздо "веселее"! Влетая в "восходняк", самолет резко вздрагивает, как будто его кто-то ударил кувалдой снизу, переходит в набор высоты, да еще и с ростом скорости обычно (так реагирует датчик давления воздуха на порыв ветра).
Пролетев Подгорицу, мы начали ощущать этот цирк во всей красе. Я надеялся, что снизившись пониже, "восходняки" прекратятся, но нет - мы летели в неспокойной атмосфере до самого приземления. Скорость гуляла, как разбитная девка, самолет гарцевал, как арабский скакун - Стихия все делала для того, чтобы повысить градус настроения "заскучавшим пилотам"! Ну а я руками и ногами, аки тракторист, упрямо удерживал самолет на траектории захода, усмехаясь, вспоминая о том, как некоторые операторы клавиатуры и диванные мастера нас именуют "операторами" вместо "пилотов".
Да уж! В таких условиях приходится обращаться к древнему мастерству пилотирования!
Летишь на самолете весом 65 тонн, а рулишь, как на "кукурузнике" Ан-2, удерживая лайнер в рамках приличия.
Очень неприятно попадать в восходящий поток воздуха недалеко от твердой земной поверхности. Приходится отдавать штурвал от себя, предотвращая дальнейший уход самолета вверх- это чревато перелетом, а купаться в прохладной бухте, в которую упирается не самая длинная полоса Тивата сегодня не хочется! Скорость при этом растет, поэтому надо прибирать тягу и быть настороже - ведь сейчас ты пролетишь сквозь порыв ветра, и жди резкую просадку самолета! А земля-то близко! Надо быть готовым среагировать моментально!
А еще и особенности захода в Тивата на полосу 32 - доворот влево к полосе на высоте около 150 метров. В Тивате из-за особенностей рельефа (горы же!) не совпадают курсы предпосадочной прямой и полосы. В процессе доворота нужно тремя глазами глядеть за всеми параметрами - ведь атмосфера-то и не думает успокаиваться! Она упорно пытается сбить тебя с толку, а самолет - с курса.
Когда наш зеленый Боинг все-таки долетел до ВПП и успешно приземлился, я перевел дух и признался вслух:
- Да... Это было прррросто круто!
После таких посадок уровень адреналина в крови зашкаливает, по венам растекается эйфория. Только-только ты был сжат, как пружина, составляя с многотонным лайнером единое целое... И вот, тебя вдруг резко отпустило - все успешно закончилось...
Нет! Нам не надо искать острые ощущения в гонках по ночным улицам, в казино или в наркотиках, наша обычная работа дарит незабываемые эмоции с лихвой. А ведь за это еще и зарплату платят!
Зарулили на стоянку, выключили двигатели. Закончили все необходимые процедуры, я выхожу из кабины проводить пассажиров. Адреналин все еще плещется в жилах, а настроение невероятно классное - во-первых от того, что мы в очередной раз утерли нос Стихии, во-вторых потому, что погода все равно чудесная - светит Солнце, играя в барашках тучек, красиво освещая горы и залив.
Жизнь - замечательная штука!
Пассажиры выходят, благодарят. Одна из женщин задержалась около кабины, чтобы лично меня поблагодарить - оказалась читательницей моего журнала. Говорит, что увлекается парапланерным спортом, на что я отвечаю, что как раз сегодня самая что ни есть прекрасная погода для любителей этого развлечения!
Пассажиры вышли, у нас впереди полтора часа стоянки. Я беру свою соньку, иду искать кадры.
Наконец-то я смог разглядеть те домики на другой стороне залива, к которым присматривался с 2006 года - когда я впервые посетил Тиват. Ультразум - это сила!
А что там на горе?
Традиционный белый В737. Его часто видно в Тивате.
Сел в кусты.
А, нет. Показалось.
Прошли наши полтора часа стоянки. Новая партия пассажиров неспешно уселась в лайнер, утрамбовывая ручную кладь на полках.
Вылетаем из ветреного Тивата в сторону залива. Самолет бодро рвется в небо, колбасится на воздушных колдобоинах (с гордостью отмечаю, что им далеко до неровностей Якутской или Томской взлетной полосы), закладывает глубокий крен влево, разворачиваясь практически на 180 градусов - по такой вот схеме мы выходим на трассу следования на восток.
Описываем круг почета над аэродромом, выполняем еще один глубокий разворот влево. Пока-пока, Черногория!
А пока мы выступали на арене цирка в Тивате, в Москве погода наладилась. Слабый боковой ветерок, отличная видимость, температура +4. Антону досталась посадка в абсолютно "курсантских" условиях, и он с ней достойно справился!
Вот так может выглядеть заход на посадку в жестких условиях в Тивате (я летел в качестве инструктора по задаче ввода в капитаны молодого пилота):
Попытка номер один (уход на второй круг)
Попытка номер два (успешная посадка)
Взлет
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!
Эти и другие рассказы о летной работе на канале Небесные истории