Уже к 40 годам уровень социального оптимизма многих россиян падает до минимальных значений. Весной нынешнего года картина стала хуже. Граждане впадают в пессимизм уже к 30-летнему возрасту. Причина, вероятно, кроется в недостаточной аргументации предлагаемых реформ.
Ранее такие настроения были характерны только для граждан самых старших возрастов. В июне 2018 года усилился пессимизм в оценках не только ситуации в стране в целом, но и положения своих семей. Одновременно выросли опасения относительно будущего развития экономики страны и собственных возможностей обеспечивать хотя бы привычный уровень жизни для себя и своих близких, пишет "Независимая газета".
"Весной нынешнего года картина стала еще более удручающей: уже к 30-летнему возрасту российские граждане оказываются такими же скептиками, как и более старшие поколения. В начале лета, несмотря на футбольный праздник, заметно ухудшились не только рейтинги власти, но и в целом настроения и ожидания людей", – цитирует издание руководителя отдела уровня жизни «Левада-Центр» Марину Красильникову.
Оценка Левада-центра
С февраля по июнь 2018 года почти на 10% выросла доля негативных оценок материального положения семей и экономического положения страны в целом. Ожидания на будущее ухудшились значительно сильнее – примерно в полтора раза увеличилась доля негативных прогнозов изменения положения своих семей и ситуации в стране. Граждане ожидают ухудшения и в политике и в экономике. Доля негативных оценок изменения ситуации в обеих этих сферах увеличилась примерно на четверть. Доля граждан, которые оценивают текущую политическую ситуацию в стране как "напряженную" или даже "взрывоопасную", увеличилась на 9%.
Такие выводы Левада-Центр сделал на основе регулярных измерений «индекса социальных настроений» (ИСН). Для этого социологи постоянно задают гражданам одни и те же 12 вопросов о текущем положении и ожиданиях изменений положения семьи, положения в стране, а также одобрения деятельности правительства и президента.
В июне общий индекс социальных настроений снизился на 10% по сравнению с февралем и на 13% по сравнению с предыдущим замером в апреле. Оценки уровня жизни своих семей снизились на 10%, оценки ситуации в стране – на 12%. Ожидания на будущее для своих семей и страны в целом ухудшились на 12%. А оценки действий властей в июне упали сразу на 18% по сравнению с апрелем.
При этом, негативные настроения все более накапливаются в группе работающих граждан. Измерения в июне показали, что в группе людей нынешнего пенсионного возраста уровень настроений выше, чем у людей старше 40 лет, только что узнавших, что им предстоит работать еще как минимум пять дополнительных лет, отметила Марина Красильникова.
Оценка РАНХиГС
Менее драматично описывают ухудшение общественных настроений организаторы мониторинга социального самочувствия населения из Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Они проводят свои замеры 8 раз в год с помощью личного анкетного интервью среди 1600 респондентов.
Данные за июнь 2018 года отражают настроения летнего месяца, когда внимание населения отвлечено внешними и сезонными событиями (ЧМ-2018, работа на огороде и пр.). Тем не менее об ухудшении ситуации заявили почти на 7% больше, чем месяцем раньше, и на 7% снизилась доля респондентов, считающих, что никаких изменений не произошло.
Таким образом, можно говорить о продолжении тренда медленного снижения позитивных оценок экономической ситуации, которые достигали пика в марте 2018 года на фоне президентских выборов, считают в РАНХиГС.
Эксперты признают, что рост негативных настроений сложно объяснить одной только пенсионной реформой и увеличением НДС. Кроме этих факторов на настроения влияет длительный экономический спад в стране.
Nota bene
SULARU позволит себе не согласиться с мнением экспертов, что влияет длительный экономический спад. Спад длится 4 года, а резкое падение настроений фиксируется с апреля 2018 года, то есть после выборов. Таким образом, поводом является именно негативный информационный фон последних месяцев.
И не являясь социологами, то есть не проводя контрольных измерений, можно смело утверждать, что чёрные мысли окончательно утвердились у большинства взрослых людей действительно в июне. Тогда власть сперва предупредила граждан о предстоящих «непопулярных решениях», а потом и «обрадовала».
Тем, кто читает экономическую прессу чуть чаще, стало окончательно ясно о грядущих сложностях немного раньше – в марте. Сперва, кстати, власть будущие сложности фактически замалчивала, но потом признала. И правильно сделала, так как о затягивании поясов стоит предупреждать как можно быстрее. Осталось дождаться нормальной аргументациипараметров пенсионной реформы.
Например, расчёт редакции SULARU необходимого финансирования для роста пенсий, сделанный задолго до объявления решения правительства (ещё в феврале), предполагал и более жесткий вариант повышения пенсионного возраста (всем до 65 лет). Но тогда речь шла о значительном росте пенсий и у неработающих пенсионеров (пока в предложении правительства такого нет). И даже похожего примитивного расчёта правительства предоставить не желает.
Задуманные реформы, даже если они ведут к временным (понятие растяжимое) сложностям, необходимы для того, чтобы вылезти из экономического болота (застоя). В противном случае РФ ждёт дальнейшее отставание от ведущих стран мира. Но нельзя проводить сильные реформы (через много лет после опыта последних реформ) «шушукаясь» по углам и сцеживая информацию частями, чтобы граждане сами «догадывались». Вот они и додогадывались до того, что 30-летние впадают в пессимизм. В 30 лет жизнь не просто начинается, а открывается во всей своей полноте, когда человек уже очень профессионален, но еще не консервативен.
Последнее, в старой шутке говорится, что в жизни полосы белые чередуются с чёрными. Как у зебры. Главное знать, куда движешься – к голове или хвосту. Пока с тем информационным фоном, который предоставляет исполнительная власть, кажется, что к голове, но уверенности в этом нет.
Читайте подробности: