Наверное более книжно-романно это звучало бы «Анжелика и Штирлиц» по аналогии с «Анжеликой и королём», однако же, не в этом суть. Два персонажа, которых никогда не было - прототипы не в счёт, ибо их могло бы и не быть вовсе.
Никогда Макс-Отто фон Штирлиц не ходил по коридорам РСХА. Никогда Анжелика де Пейрак не блистала на фоне версальских фонтанов и боскетов. Но почему-то именно их - Анжелики и Штирлица - отсутствие в историческом пространстве ощущается наиболее остро.
Как же так? Неужели не он - шикарный Максим Исаев поставил финальную точку в спасении нашей цивилизации от фашизма? И как это без Анжелики вершилась судьба и - любовь Людовика-Солнце?
Если не она, то - кто? Пусть в Версале без Мишель Мерсье! Их нет, но они как бы есть. Их не могло не быть! Изверги-историки - верните там Анжелику и Штирлица!
Он - единственный, кто сумел обмануть Мюллера. Более того - он выглядит, как второй человек в Рейхе. Хотя, почему же второй?! Она - единственная, которая затмила всех в сердце Людовика.
Даже Монтеспан, которая рядом с Анжеликой выглядит, как провинциальная кухарка... Оба - изначально книжные герои, но это именно тот вариант, когда фильм - лучше. Точнее, книги о Штирлице и Анжелике информационно-насыщены, иной раз - занятны, иной раз - вообще нечитабельны.
А вот одноимённые кино-приключения можно смотреть в любом возрасте и с любого места. Мы точно знаем, что будет в следующий момент и всё равно - садимся к экрану.
Оба фильма не рассчитаны на интеллектуалов и любителей артхаусных откровений. Это - народное кино, понятное любой фасовщице. Добро побеждает Зло, а Любовь - вечна (особенно, если это любовь к Родине).
Оба фильма - откровенно декоративны и не имеют почти ничего общего с исторической реальностью. Живописно-причудливые платья мадам де Пейрак и нарочито-красивая эсэсовская форма герра фон Штирлица - фантазии одного сорта и типа.
Эстетизация и фетишизация. Костюмы 1660-х годов были громоздкими и унылыми по сравнению с фривольной прелестью анжеликиных нарядов. Впрочем, актриса Мерсье даже в лохмотьях должна выглядеть богиней красоты - Афродитой, зачем-то переодевшейся в миленькую нищенку.
Золотые волосы, тугой корсаж, чётко подведённые стрелки - даже в самой страшной грязи Анжелика выглядит прелестной. Потому что грязь та - понарошку. Как понарошку - штирлицевский мир Третьего Рейха, этих сполохов и теней, этого привлекательного (для многих) ада.
Реальный Версаль был нечистоплотен и лишён элементарных удобств - мылись частями (ноги, руки, потом - протереться влажной тканью). Ванна-купальня имелась у мадам де Монтеспан. Остальные довольствовались тазиком и кувшином. Свирепствовали клопы...
Третий Рейх тоже не был похож на готично-мистичное царство Диавола - уныло-педантичное пруссачество плюс расово-евгенические бредни в качестве основы основ. И никаких мистерий.
Однако оба фильма делают своеобразный пиар изображаемым эпохам - отныне двор Людовика кажется волшебно-благоуханным, а эстетика нацизма - притягательной и зловещей. Люди en masse любят сказки - красивые и страшные.
Штирлиц и Анжелика - это именно сказочные персонажи, и не только потому что их никогда не было (Наташи Ростовой тоже не было, но...). Они существуют в придуманном мире, в никогда не существовавшем пространстве.
Они - понятны, как Золушка, Гарри Поттер или Иван-Царевич. Их поступки ясны каждому. Он - стопроцентные Долг и Ум. Она - стопроцентный Соблазн и Прелесть. И то, и другое - доведено до нежизненного совершенства. Так не бывает! Это - миф. Мы точно знаем, что Штирлиц может свернуть любые горы, а маркиза ангелов - соблазнить любого мужчину. И в этом их сила.
Зина Корзина (с)
https://zina-korzina.livejournal.com/815084.html