Скоро исполнится год с той поры, как в нашу республику пришёл ветер перемен. Он сорвал завесу, закрывавшую проблемы отрасли пассажирских перевозок: появились публикации в СМИ, активизировалась работа надзорных органов – Минтранса, Ространснадзора, управления транспорта Махачкалы.
Пассажиры, пользующиеся городским транспортом, видят эти перемены, пишут в редакцию, в блоги, жалуются на имеющиеся проблемы. Но, как всегда на пути к порядку, возникают преграды. Есть небольшая группа лиц, которая заинтересована в хаосе, в старом, ржавом транспорте, не отвечающем требованиям безопасности, работе отрасли в «тени». Эти лица якобы защищают интересы водителей, но в действительности пытаются сохранить условия, когда водители маршруток работают без официальных отпусков, больничных, иных социальных гарантий, которые обеспечивает нам правительство. О вопросах безопасности и интересах пассажиров они вообще не думают. Их цель – как можно больше и быстрее заработать. Вот они уже обвиняют во всех грехах Министерство транспорта и дорожного хозяйства РД, управление транспорта Махачкалы, Ространснадзор, прилагающих громадные усилия по выводу из «тени» сферу общественного транспорта.
Чего же мы, пассажиры, ждём от перевозчика? Нам нужно, чтобы поездка в маршрутном такси была безопасной и максимально комфортной. Вот основные требования к перевозчикам, которые они должны выполнять.
В отличие от водителей, пассажиры не могут устраивать забастовки, объединяться в профсоюзы. Пассажир может только жаловаться в надзорные органы. А те инстанции, в которые мы обращаемся, должны требовать от перевозчиков соблюдения закона. И только его строгое соблюдение всеми перевозчиками и нанятыми ими водителями может обеспечить пассажиру безопасность, своевременность и комфорт. Это нужно каждому жителю республики. А обеспечить выполнение требований пассажиров могут только легальные транспортные компании, отвечающие за свой транспорт и водителей.
Но не будем только о плохом. Всё-таки большинство перевозчиков Махачкалы работают легально. И деятельность регулирующих органов с приходом новой команды руководителей республики уже дала свои результаты: водителей маршруток обязали останавливаться только на остановках, большинство из них сегодня проходят предрейсовый медицинский осмотр. Усилился контроль за техническим состоянием машин и за соблюдением графика работы маршрутов. Несколько перевозчиков привезли в город новые комфортабельные автобусы. Увеличились число трудоустроенных водителей, соответственно и налоговая отдача отрасли. Но до ситуации, которая бы полностью нас устраивала, всего этого еще недостаточно. И перевозчики все разные: есть крупные, средние, а есть совсем мелкие компании, и работают они по-разному.
Сегодня на автобусных маршрутах города Махачкалы, по данным управления транспорта города, на законных основаниях работают 8 компаний. Доля рынка каждой из них для наглядности приведена в диаграмме.
Не будем комментировать приведённую таблицу (на стр. 3), пусть каждый посмотрит, проанализирует и сделает выводы.
Подавляющее большинство маршрутных такси принадлежит частным транспортным компаниям. При этом карты маршрутов – документ, выдаваемый уполномоченным органом и подтверждающий право транспортной компании на перевозку пассажиров по маршруту, выданы, по данным управления транспорта города, на 2246 машин. На самом деле реальное число маршрутных автобусов в столице, по разным оценкам, составляет около 3000 единиц. Как такое возможно?
Мы, конечно, догадываемся, что в городе могут ездить одиночные маршрутки-нелегалы. Но оказывается, в столице республики есть целый маршрут, которого по документам не существует, – «4С». И если за выявленные нарушения сотрудник Ространснадзора может оштрафовать машину любого легального перевозчика, то с нелегалом намного сложнее. Нет организации, которая отвечает за его работу, которую можно наказать. Официально нет и маршрута, по которому он движется.
Водитель-нелегал выходит в рейс и завершает работу, когда ему захочется, никогда не выдаст вам билет, не ответит за непредвиденную ситуацию, не даст гарантию исправности своей машины. Он не заходит перед выездом к медсестре, которая проверит его самочувствие. Ему нужны деньги, и он, даже будучи больным, сядет за руль, рискуя здоровьем пассажиров. И никто ему не указ. Все собранные на маршруте деньги, кроме тех, которые он должен отдать своей «крыше», он оставит себе. А потом будет жаловаться на плохое состояние нашей медицины, образования, пенсионной системы и плохие дороги – всего того, что он обворовывал, работая нелегально и не уплачивая налоги. Вот оно, лицо нелегала.
Более того, наличие нелегального конкурента ставит легального перевозчика перед выбором: работать себе в убыток или тоже укрываться от уплаты налогов. Способы эти известны: выпускать на маршруты транспорт, не отвечающий требованиям безопасности, не ремонтировать его должным образом, не трудоустраивать официально водителей и инженерный персонал, а тех, кто принят на работу, оформить по заниженной ставке, например, 0,25%. Это спасает от «дороговизны», если не устанавливать на машинах ГЛОНАСС, не проводить обязательный медицинский осмотр водителей и контроль технического состояния машин перед выездом в рейс. А самое главное – по завершении работы скрывать выручку, не выдавая водителям билетов для реализации. А ведь это далеко не всё, что должно выполняться.
Так каким хотят видеть пассажирский транспорт жители Махачкалы? Мнений много, но выход один. Будем мы идти по пути развития, пользоваться комфортабельным транспортом или останемся в прошлом – решается в настоящем. Прогресс не стоит на месте. Пора автобусы оснащать кондиционерами, да и пассажиры не прочь пользоваться приложениями на смартфонах, чтобы не простаивать на остановках. Нелегальный бизнес этого нам не даст.
Важна, конечно, и наша безопасность. Мы все хотим быть уверенными, что водитель маршрутки не потеряет сознание за рулём или вдруг у машины не отвалится колесо. А безопасность стоит денег, которые в случае засилия «теневого» бизнеса идут не на развитие транспортных компаний, а лишь в карманы водителей и тех, кто их покрывает.
И дело не только в том, что «теневая» сфера транспортных перевозок ворует из бюджета так необходимые республике средства на социальное и экономическое развитие. Нелегалы подрывают основы здоровой конкуренции. Само их существование лишает нас шанса на формирование и существование цивилизованного рынка пассажирских перевозок. И этому явлению, конечно, необходимо поставить серьезный заслон.