54 нативных размещения, сотрудничество с Яндексом и 271 000 дочитываний у самой популярной статьи — всё это канал о путешествиях по заброшенным местам «Промышленный турист». Ведет его трэвел-блогер Евгений Головач. Он рассказал, как добился выдающихся результатов и каким образом договаривается с автомобильными брендами о партнерстве.
Канал «Промышленный турист»
Осень 2017 года — запуск канала;
2–5 раз в неделю — частота публикаций;
11 000 подписчиков к ноябрю 2018 года;
30 000–50 000 дочитываний в среднем набирает одна статья;
271 000 дочитываний у самого популярного поста «Нашел редкие сверхзвуковые Як-28, заросшие деревьями».
Принцип 1. Писать о том, что любишь
Я дизайнер корпоративных брендов и логотипов, руковожу собственной студией промышленной фотографии. А еще у меня есть хобби — автомобили и путешествия. Я много езжу по миру и 10 лет рассказываю об этом в блоге. Раньше публиковал статьи на LiveJournal, затем на Drive2, а в 2017 году перешел в Дзен, потому что здесь можно монетизировать контент.
Уверен, что главный секрет успеха в Дзене — писать о том, что интересно тебе самому. Рассказывай о хобби или любимой работе, делай материалы, которые тебе в кайф, — и тогда появятся постоянные читатели.
Принцип 2. Знать своего читателя
Чтобы сделать блог увлекательным, надо понимать, для кого пишешь. Мой типичный читатель — состоявшийся человек 30–50 лет. Он застал Советский Союз, обеспечен, любит путешествовать, а интернет использует как средство развлечения. Поэтому я пишу статьи на темы, способные захватить внимание, и дополняю их красивыми фотографиями.
Принцип 3. Давать людям то, что они хотят
Интересы аудитории не всегда очевидны. Когда-то я писал про архитектуру Европы, но оказалось, что мои читатели к этому равнодушны. Наверное, потому, что они вряд ли прочитают пост и поедут в Обидуш, старинный городок на западе Португалии. Зато люди с удовольствием будут читать о разрушенных храмах и деревнях под Костромой, кладбищах старых машин, необычных музеях и свалках. Эти места ближе и доступнее. Например, под Воскресенском, недалеко от Москвы, стоит белая гора из гипса. Она круто выглядит, и жители столицы могут съездить туда на выходных. Поэтому статья про такую гору заведомо наберет больше показов и дочитываний, чем материал о Гималаях.
Есть и другой пример. Я думал, что статьи об автомобилях примут хорошо, но обычный тест-драйв не зашел. Зато читателям полюбились материалы про путешествия, где автомобиль — средство, а не цель.
Принцип 4. Делать собственные фотографии
Когда спрашивают, как сделать хорошую статью для Дзена, я отвечаю: возьми камеру и что-нибудь сфотографируй — картинка важнее текста. Когда смотришь фото, история сама рождается в воображении.
Главное — не переборщить: если в статье больше 20 фото, статистика дочитываний снижается. Такие материалы я превращаю в циклы статей, чтобы людям было проще их осилить. В плане монетизации это тоже хорошо: с двух-трех маленьких постов я получаю больше дохода, чем с одного объемного.
Принцип 5. Превращать большие посты в нарративы
Это отличный способ «подтянуть» статью, когда она не выстреливает. На ее основе я создаю нарратив, в конце которого ставлю ссылку на полный материал. Читатели переходят по ней, и статья добирает просмотры.
Принцип 6. Придумывать цепляющие заголовки
Они должны интриговать читателя и обещать пользу. Сравните: «Как я прочитал 10 книг о бизнес-стратегии» или «Как я прочитал 10 книг о бизнес-стратегии и заработал на этом 100 000 рублей». Статью со вторым заголовком откроют, с первым — нет.
Для своего канала я придумал несколько фирменных формул. Одна из них — «Поехал и нашел»: «Поехал на охоту и нашел странную трубу для стрельбы».
О стиле и подаче
— Писать надо так, как говоришь — без сложных оборотов и громоздких предложений. Людям это нравится.
Принцип 7. Публиковать регулярно, но без ущерба качеству
Статьи лучше размещать каждый день, чтобы у канала не падал рейтинг. Но я делаю публикации реже: ставлю на качество контента и только затем — на частоту постов. Классную статью откроют и дочитают, а снижать качество в пользу регулярности — значит проявлять неуважение к подписчикам.
Принцип 8. Бороться за дочитывания
В Дзене работает алгоритмическая лента: робот анализирует, какие материалы нравятся пользователю и показывает ему потенциально интересные статьи. Именно по числу показов и дочитываний нужно судить об успехе канала. А количество подписчиков не так важно, оно влияет только на самооценку. При 5 000 подписчиков мой доход был примерно таким же, как сейчас. (Сколько именно зарабатываю на канале — секрет.)
Принцип 9. Делать интересную рекламу
На «Промышленном туристе» встречается нативная реклама автомобилей. Я запрашиваю у производителя машину, которая нужна для конкретной поездки, отправляюсь на ней в путешествие, а в статьях ненавязчиво упоминаю автомобиль.
Для проекта с Mitsubishi «Изнанка России. Нашел другую реальность» я двое суток колесил по Костромской области. Еще один материал — о поездке на Кольский полуостров — подготовлен в сотрудничестве с УАЗом. Нативная реклама отличается от прямой тем, что рекламируемый объект мелькает в публикации совсем чуть-чуть и только там, где это уместно. Основной акцент — на путешествии, а не на автомобиле.
Однажды я сотрудничал с Яндексом. Там хотели заказать нативку для своей Народной карты, но нативка не получалась — и тогда мы рассказали о преимуществах сервиса в действии. Отправились искать противоракетный комплекс и на примере этой поездки продемонстрировали, как пользоваться картой и чем она хороша. Несмотря на рекламный характер, статья получилась такой же популярной, как и другие.
Принцип 10. Искать вдохновение вокруг себя
У меня нет контент-плана: не хочу превращать хобби в работу. Чтобы найти новые темы, я сажусь в автомобиль, еду и снимаю то, что вижу. А потом разбираю фото и понимаю, в какие истории можно обернуть отснятый материал. Этот способ подходит мне, поскольку фотографирую с детства, и репортажная фотография — часть моей жизни.
Бывает, натыкаюсь на интересное случайно. Когда мы с семьей зимовали в Таиланде, поехали за покупками и увидели свалку автомобилей Land Rover. Их было штук 50 — старых, классных, фактурных. Я сфотографировал их из-за забора, и получился материал почти на 20 000 просмотров. Да что там: как-то мы с сыном пошли гулять по центру Москвы и внезапно среди бизнес-центров, маффинов и хипстеров нашли такую машину:
А еще иногда я езжу к своим заказчикам на производство и делаю оттуда репортажи. Так получилось со статьей о том, как добывают сапфиры.
Каналы, на которые подписан Евгений Головач
Design&Productivity — про дизайн, личную продуктивность и лайфстайл
Да пребудет с нами Светосила! — канал фотографа, который путешествует по России и миру
Alexey Zaytsev —путешественник делает замечательные фоторепортажи
Trips & UrbEx — рассказы о заброшенных и таинственных местах, удивительные истории о странах, городах и природе
Дневник архитектора —практикующий архитектор и дизайнер интерьеров интересно рассказывает о своей работе
Путешествия за рулем — об автопутешествиях по России