На третьем фронте вставая горою,
на фронте учёбы, на фронте книг, -
учитель равен солдату-герою -
тот же буденовец и фронтовик.
В.В.Маяковский
Я помню свою старенькую тетю Клаву совсем другой. Это была красивая, статная женщина. Всегда аккуратно причесанная, элегантно одетая, с маленьким чемоданчиком-балеткой, в котором стопки ученических тетрадей. Еще помню, как по вечерам, закончив домашние дела, она садилась к столу проверять эти самые тетрадки. Так и вижу: посредине комнаты стол, над ним лампа под уютным абажуром, и тетя Клава-Клавдия Ивановна - проверяет домашние задания своих учеников.
Тогда я еще не знала, как непрост, как труден был путь моей тети-учительницы к этому спокойному уюту.
Только год проработала молоденькая учительница в Большереченской начальной школе, когда началась война.
- Я поступила на заочное отделение Ойротского педучилища и как раз была на сессии, - вспоминает Клавдия Ивановна Усова. - И вот, 22 июня, по радио, заместитель председателя Совнаркома СССР Вячеслав Михайлович Молотов объявил о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну. И мы, 17-18-летние девчонки, закончив сессию, пошли на военно-физкультурные курсы. Помню, как строем, с песней и винтовками на плечах, мы шагали по улицам, а люди на обочинах смотрели на нас и плакали. Мы стремились на фронт.
Однако на фронт попали не все. Невзирая на неслыханные трудности, партия провозгласила закон о всеобщем обязательном обучении незыблемым. “Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени… никаких ссылок на военную обстановку”, - писала газета “Правда". Клавдия Ивановна, тогда еще Нохрина, была назначена учителем физкультуры в Кискинскую семилетнюю школу, затем - заведующей начальной школы в с.Нижний Буланак.
Из воспоминаний Клавдии Ивановны: "Тяжелое было время. Не хватало учебников, не было тетрадей. Для каждого ученика приходилось разлиновывать старые газеты и книги. Вместо чернил пользовались сажей или свекольным соком. В классах было так холодно, что занимались в верхней одежде. Да и та была не у всех. Из-за отсутствия одежды и обуви многие дети не могли посещать школу, и после занятий в классе учителя ходили учить детей на дому".
Тогда никто не думал о продолжительности рабочего дня, о выходных или отпусках. Рабочий день был ненормированным, а каникул, отпусков и выходных просто не было. После уроков и учителя, и ученики шли трудиться. В отсутствии мужчин, женщины и дети выполняли самую тяжелую работу. Все для фронта, все для Победы! Надо было пахать землю, а пахали на коровах, так как трактора и лошадей тоже забрали на фронт. Надо было полоть хлеб, убирать урожай, заготавливать корма для общественного и личного скота, пилить и колоть дрова, надо было растить и учить детей. И еще много-много дел и забот легло на хрупкие женские и детские плечи. И все это в условиях голода, холода, в тревоге за жизнь близких, в ожидании весточки с фронта. "А как ждали солдатки писем! - вспоминает Клавдия Ивановна. - И часто, бывало, вместо заветного треугольника то в одну избу, то в другую, приходили конверты с черной полосой - похоронки. Тогда плакало все село".
- А знаете, что помогло нам выжить в столь тяжкое время? - спрашивает Клавдия Ивановна и тут же отвечает:
- Безусловно, огромная сила воли, любовь к Родине и вера в победу были стимулом для того, чтобы жить и работать. А вот от голодной смерти спасала трава. С каким нетерпением ждали мы первых весенних ростков крапивы, лебеды, медуницы, калбы!
Между тем война продолжалась. Клавдию Ивановну, как талантливого педагога, перевели в районный отдел образования (тогда аймоно). В то время на 37 школ Чойского аймака было всего четыре сотрудника аймоно. Клавдия Ивановна вспоминает, как ходила пешком по тайге, по горам, чтобы побывать в той или иной сельской школе: "Сейчас даже вспомнить страшно, как я одна по лесам ходила! А леса-то тогда дремучие были, не то, что сейчас. Однажды прошел слух, что где-то рядом скрываются дезертиры, налетают ночью на деревню, грабят людей, добывают себе пропитание. Одного из них звали Карга, уж не знаю - фамилия это была или кличка. А только бредешь под вечер по лесу, и за каждым деревом мерещится этот самый Карга". Во всех школах побывала в те годы молодая учительница, сначала - как инспектор, потом - как методист. Делилась секретами профессионального мастерства, беседовала с учителями и детьми, укрепляя их веру в общенародное мужество, в Победу. Не значилось в учебной программе предмета по воспитанию душевной стойкости, но тогда в школе это была самая важная наука. Так, не на передовой, но все же на фронте - трудовом - прошли все годы войны.
День Победы не зря называют праздником "со слезами на глазах". Только из Чойского района каждый шестой не вернулся с фронта. Редкий дом не опалила война. Горе было и в семье Нохриных. До сих пор находился в заключении репрессированный в 37-м отец - Иван Лупанович, на фронте пропал без вести старший брат Шура.
Но слезы и радость идут по жизни рядом. Возвращались домой фронтовики. Вернулся и бравый солдат-орденоносец Василий Усов. Встретились как-то Василий и Клавдия, поняли, что это судьба, и уже не расставались. В 48-м родился их первенец. И имя молодые родители дали ему символическое - Виктор, что значит Победитель. А потом появились Ольга, Надежда и самый младший - Александр. Жизнь продолжалась.
В начале 50-х Клавдия Ивановна вернулась к практической педагогике. И с тех пор 28 лет проработала учителем начальных классов в Чойской средней школе. А ее общий трудовой стаж - без малого сорок лет! Сколько чойских мальчишек и девчонок научила она читать и писать - сосчитать невозможно.
29 ноября у Клавдии Ивановны Усовой - юбилей. Но так получилось, что при оформлении метрики, в 1923 году, кто-то допустил ошибку, поэтому с официальным днем рождения- 95-летием представители администрации района и Правительства Республики Алтай поздравили ее немного раньше. Внимание вполне заслуженное, ведь Клавдия Ивановна не просто старожил, она - Почетный житель села, Отличник народного образования, награждена медалью "За трудовое отличие", имеет звание Мастера педагогического труда и многочисленные Почетные грамоты.
- Но не это главное, - пишет в своих воспоминаниях о нашей героине Дина Федоровна Мещеринова, также много лет проработашая в системе образования (ныне покойная). - Главное то, что она растила для общества настоящих людей. Ее воспитанники не забывают свою учительницу и не предают жизненные принципы, которым она их учила". Добавлю только, что учила она их тому, что свято для нее самой - уважению к людям, преданности долгу, любви к большой и малой Родине.