На прошлой неделе стало известно, что вся тема с московскими велопарадами под угрозой. Ситуация выглядит как рейдерский захват проекта. Причём в роли захватчиков выступает правительство столицы.
Ситуация, если коротко, сложилась следующая. Несколько лет проект энтузиастов Let’s bike it! Занимался организацией веломероприятий в Москве. Департамент транспорта Москвы занимался поддержкой этой инициативы несколько лет, помогая перекрывать улицы и обеспечивая безопасность участников.
Но в 2018 году всё изменилось. В дептрансе решили, что способны сами проводить велопарады по образу и подобию «фестивалей варенья». И делать это на бюджетные средства. Напомним, что проект Let’s bike it! некоммерческий и привлекал под проведение парадов деньги сторонних спонсоров, для которых это была имиджевая история.
В 2016 году мы хотели стать инфопартнерами мероприятия, но оказалось, что такой опции у велопарадов нет. Да и зачем, когда у дептранса есть свои городские СМИ. Но участие мы в нём всё равно принимали – ночью проехали по перекрытым городским улицам и это было круто. Ощущения схожие с участием в Московском марафоне, когда бежишь по центру города, свободному от автомобилей.
Городские СМИ – это хорошо. Хорошо, когда они пишут про вас, а когда не пишут – плохо. Не писать они могут по указанию сверху. Так и вышло этой осенью. Новостей о велопараде без отмашки от пресс-службы в городских медиа не появлялось. Собственно, мы в некотором роде тоже прошляпили мероприятие из-за этого.
О том, зачем и как отжимается велопарад у Let’s bike it! можно прочитать у них же. Там есть диалоги, скриншоты и записи разговоров. Там же описана ситуация, чем всё это закончится, если дептранс доведёт дело до конца. Достаточно взглянуть на список проектов, которые почили в бозе (это только те, что связаны с велосипедами):
· Велобульвар (город не выделил бюджет из-за кризиса 2015 года);
· День без автомобиля на Бульварном кольце (причины неизвестны);
· Акция «На учёбу на велосипеде» (поменялись люди);
· … и вообще развитие велоинфраструктуры («запрос не видно», можно прочитать обещания в материале, за который Дептранс также заплатит из городского бюджета).
Кстати, о велоинфраструктуре. Мы как-то писали про количество реальных километров велодорожек и их отражение в документах. Рапортовали о наличии более 700 км велодорог в Москве, а по факту оказалось чуть больше 200 км, остальное – выделенные полосы для городского транспорта…
История с велопарадом вылилась на просторы Рунета и даже попала в СМИ, но не все – про ситуацию написала только Meduza. И проект velonation Анастасии Ромашкевич, которая недавно разоблачала районный велофестиваль с набранными через объявления участниками и стоимостью в 400 тысяч рублей. Это бюджетные деньги, отданные по контракту подрядчику.
В дептрансе поняли, что лучшая защита – это нападение, поэтому решили обвинить Let’s bike it! в том, что проект «выкручивает чиновникам руки» и диктует свои условия. Velonation решил устроить конкурс – на лучшую карикатуру по теме этой непростой ситуации вокруг велопарадов. Конкурс шуточный, но с реальным призом - бутылкой шампанского «Вдова Клико». Подробные правила можно прочитать здесь. А Run&Roll вошёл в оргкомитет и будет жюрить все картинки. 😎
Кстати, к настоящему моменту более 2700 человек подписали петицию в поддержку проекта Let's bike it! и «народных» велопарадов. Хотите поддержать — подпишите петицию.
А лидеры 45 общественных организаций, занимающихся популяризацией велотранспорта и велоспорта из 33 регионов России, подписали письмо в защиту Let’s bike it! и Московского Велопарада на имя президента страны.
***
PS
Кстати, это очень странная история. Почему город решил отжать некое популярное культурно-спортивное массовое мероприятие? В Москве, например, проводится крупное международное событие – марафон. Город поддерживает и помогает, потому что это статусное мероприятие, оно нужно. Никто не диктует условий (по крайней мере в открытую), не просит сменить титульного партнёра (организаторы – «Беговое сообщество» - самостоятельно занимаются поисками; при этом под разные старты у них могут быть разные партнёры, и ничего), никто не говорит, «что вам надоест скоро»…
Заходили с другой стороны, некоторые недобросовестные организаторы пытались перехватить право проведения Московского марафона, но команде «БС» удалось отбить эти попытки, а городские власти не испортили реноме и не оказались в дураках, как многие участники нескольких последних «забегов». Но это совсем другая история.
Крути педали и не переключайся!