День 11. Самый высокий город.
Хорошо у Фатимы, да пора нам далее.
Неподалеку от источника ещё одно интересное место Ваханской долины - крепость Ячмун.
Стены ее тянулись аж до самого Пянджа, перекрывая долину.
Как и вчерашняя Каакха построена она в III веке до н.э. для контроля за торговыми путями долины Пянджа.
Кстати, чуть выше по долине Пяндж заканчивается, вернее здесь он только начинается – на Слиянии рек Памир и Вахандарья. Вахан приходит с Афганской стороны, наш же путь теперь приник к реке Памир. Но и ее мы вскоре покидаем, взяв курс на трассу М41, по которой движется наш Харлей с Ровером.
Можно идти и прямо на Мургаб, минуя трассу, но для этого требуется отдельное разрешение, а главное в стороне останутся красивейшие озера Памира – Булункуль и Яшилькуль.
Озера у нас в планах – потому нам к трассе!
Наверное, это самый технически сложный участок на нашем пути – вроде и препятствий особых нет, но песочек и гребенка выматывают…
…а на узких прижимах присутствует глиняный слой на твердом основании. Сейчас сухо и мы его не замечаем, но в соответствующую погоду здесь весело – проверено.
Как награда за непростой путь, в конце участка встречает асфальт трассы.
Который мы просто пересекаем, и отправляемся к озерам.
Вот видно озеро Булункуль и одноименный аул.
А выше раскинуло свои воды живописное озеро Яшилькуль.
Оно, как и знаменитый Сарез (который, кстати, всего в четырех десятках километров) завального типа. И на этот завал пройти никто не запрещает. Да что там пройти – до него можно проехать. И сделать это по живописнейшей дороге южной стороны Яшилькуля.
С каждого поворота открывается впечатляющий вид – не проехать по такой дороге – преступление).
Местами кажется, что до воды рукой подать и склон не так уж крут … но горе тому, кто «в лоб» будет спускаться к озеру! Вот так все на Памире – невозможно с ходу масштаб определить. А кому уж очень хочется уединиться на берегу – спускаться лучше на Юго-восточной части. Там же есть купель термального источника, не горячего, но теплого.
Итак, завал.
Подъезжая к окончанию озера сразу замечаешь смену обстановки – вокруг будто неимоверных размеров бульдозер прошелся – все переворочено.
Это и есть завал, образовавшийся предположительно в тринадцатом веке. И хоть он значительно меньше Усойского (по высоте почти в шесть раз), но стоя на нем масштаб человеку не оценить. Для этого надо смотреть в воздуха или с окрестных хребтов.
Увы, у погоды свои планы и она подгоняет нас снежной метлой обратно в Булункуль.
Интересна в Булункуле рыбалка – рыбу просто садками черпают из реки! И как еще не перевелась! Некоторые из нас этим воспользовались, обеспечив замечательный ужин.
Но вот ночевать остаемся не здесь – устремляемся к самому высокогорному городу бывшего союза: Мургабу.
До него около полутора сотен километров по Памирскому тракту.
Асфальт на тракте тоже Памирский – падеж кофров продолжается.
А где же наш Харлей?
А он тоже поднимается от цветущего Хорога все выше и выше в суровые горы
Эта дорога тоже красива и по-своему интересна. И источники термальные присутствуют: в ауле Джелонди. Кстати, одни из самых горячих на Памире!
А еще от Джелонди можно перейти в то самое тупиковое в ущелье реки Шахдара, о котором я упоминал в Хороге. Правда перевал Кара-Гурум (4243 м), и реки не каждой технике по зубам.
А вот на самой трассе перевалы хоть и высоки, да не сложны.
У самого высокого из них, Кой-Тезек, уклон почти не заметен глазу, лишь по напряжению мотора понимаешь, что за 4 тысячи переваливаешь.
Воссоединение команды – долгожданная встреча под Мургабом.
Ну и куда без небольшого хулиганства на дорожных знаках)