Найти тему
Исторический портал

До Вермахта "Колибри" так и не долетел

В настоящее время вертолеты являются неотъемлемой частью современных вооруженных сил во всем мире на протяжении многих лет. Подводная, транспортная, подводная охотничья, спасательная, артиллерийская разведка и поддержка сухопутных войск покрывают лишь малую часть возможностей винтокрылых.

Со временем Вермахт мог быть оснащен превосходным винтокрылом во время Второй мировой войны, если бы его запустили в массовое производство. Слишком часто прогресс Германии в этой области омрачается развитием чудо-оружия и других высоких технологий. Фактически, до конца, вермахт был бы зависим от лошади, чтобы быть «воздушной мобильностью», подобной американцам позже в Корее или Вьетнаме. К концу 1942 года инженеры Германии разработали пригодный для использования вертолет с Flettner FI-282 «Колибри». В Средиземном море он уже успешно прошел испытания в качестве охотника на подводных лодок. Все, чего не хватало - это порядок введения в эксплуатацию. FI-282 не имел аналогов в мире. Так стало известно что 16 января 1943 года на совещании генерального авиационного мастера были также вертолеты и, в частности, приказ армии за №1000 FI-282. Генерал-майор Курт Клайндрат, начальник 6-го дивизиона генерал-лейтенанта Люфтваффе (оборудование), сказал:

- Вчера я сообщил полковнику Форвальду о FI-282, который был представлен генералу штаба сухопутных войск Цейтслеру на ​​выставке зимней бронетехники. Армия ведет себя так, как будто этот вертолет должен был решить свои проблемы ... Да, но с влиянием, которым сейчас пользуется министр вооружений рейхов, и, поскольку армия ведет себя, как будто это их «ящик», мы опасаемся, что FI-282 будет представлен фюреру. Мы обеспокоены тем, что мы получим внезапный приказ фюрера о том, что ВВС должны произвести тысячу Fi-282 для армии.

Невероятно, но высокопоставленные генералы RLM (Министерства Авиации) Германии не хотели, чтобы Гитлер увидел FI-282. Известно, что это всё-таки произошло. Точная дата демонстрации неизвестна, но встреча в конце января 1943 года вероятна. Есть запись, показывающая Гитлера перед Fi-282 в сопровождении ряда личностей, таких как Цейтцлер, Гиммлер, Шпеер и Кейтель. Несколько дней спустя Клейнрат с ужасом реагирует: "Мы должны сообщить Рейхсмаршалу, потому что фюрер, увидев эксперименты на вертолете в своем штабе, сказал: "Следите за хорошей работой!" И сделал заказ на тысячу FI-282. Затем FI-282 стал изготавливаться на заводе BMW в Айзенахе. Но там не было подготовки к производству тысяч вертолетов. Кроме того, производство необходимых двигателей Ш-314 не ускорилось. Так что это очень похоже на то, что производственный заказ был систематически и молча подавлен. У Flettner даже не было достаточно ресурсов для создания необходимого Fi-282 для настройки команды тестирования. Это еще больше удивляет, поскольку в то же время Люфтваффе, флот и армия срочно призывали к вертолетам. 12 октября 1943 года Флеттнер, а также компания Focke Achgelis, производитель более крупного вертолета FA-223, сообщил в RLM, что производство вертолетов должно быть полностью остановлено. В отчаянии производители вертолетов теперь застраховались поддержкой рейхсфюрера-СС Генриха Гиммлера, сославшись на успешные испытания с вертолетами. Затем в министерстве авиации Рейха запретили работы по изготовлению вертолётов, а весь персонал был немедленно отправлен в компанию «Мессершмитт» в марте.

Однако Гитлер получил письмо от обергруппенфюрера СС Ханса Юттнера, руководителя руководства SS, выразив озабоченность по поводу прекращения производства вертолетов. Гитлер был в равной степени убежден в исключительной ценности вертолета для операций армии и приказал ежемесячно выпускать тысячи рабочих, для обеспечения серийного производства. 200 FA-223 должен быть изготовлен с 1944 года. Тогда Германия обладала бы воздушной мобильностью с помощью вертолетов, аналогичных более поздним США в Корее или Вьетнаме. И всё-таки производство вертолетов Fa-223 «Дракон» и FI-282 «Колибри» началось медленно. Но было уже слишком поздно. Только отдельные части были закончены до конца войны.

-2

Армия Германии, военно-воздушные силы и флот должны были обойтись без своего возможного своевременного оборудования с вертолетами. Нет никаких сомнений в том, что немецкие вертолеты на Восточном фронте в 1943 году вызвали бы прорыв в боевых действиях, если бы не препятствовали их введению. Несмотря на их экспериментальный статус, несколько немецких вертолетов использовались в некоторых из самых авантюрных миссий на восточном фронте. Таким образом, FI-282 служил артиллерийским наблюдателем 807-миллиметровой гигантской пушки «Дора». Три FI-282 «Колибри» и три FA-223 «Дракон» служили в одном наблюдательном отделении и использовались с февраля 1945 года на Восточном фронте. Они смогли достичь ценных результатов разведки, но сила немецкого вермахта была уже настолько слабой, что можно было только следить за наступлением Красной Армии с предоставленной информацией. Другие вертолеты «колибри» также использовались из Берлина-Рангсдорфа во время битвы при Берлине в апреле 1945 года для контроля над Нахауфкларом и артиллерийским огнем, пока они не были потеряны один за другим советскими истребителями и охотниками. Самыми таинственными на сегодняшний день являются вертолетные полеты авиатранспортной эскадрильи 40. FA-223 и FI-282 совершали таинственные транспортные полеты из закрытых городов и крепостей в последние месяцы до окончания войны.

-3

Однако это кажется невероятным, но бывший министр обороны Рейха Альбер Шпеер в послевоенный период писал, что Fi-282 был использован для вывоза Гаулейтера Ханке из окружённого города Вроцлава 5 мая 1945 года. Этот полет был фактически выполнен машиной Fiesler FI-156 «аист». Ханна Рейч также сообщила, что 26 апреля 1945 года она первоначально хотела лететь на вертолете из Рехлина с новым командующим ВВС Риттером фон Греймом в осажденном Берлине, чтобы посетить Гитлера в бункере фюрера. Поскольку запланированный ранее вертолет FA-223 был уничтожен взрывом союзной бомбы незадолго до этого, ей пришлось использовать Арадо Ар-96. Фактически, три других вертолета FA-223 были размещены в районе Берлина. Этот вертолёты также следует использовать для спасения Гитлера и его окружения из бункера, если это необходимо. Фактически, один из Берлинских FA-223 был позже найден войсками союзников на аэродроме Хёршинг в Баварии. Оттуда, Junkers Ju-290 A-6 запущен в последний момент с неизвестным грузом в Барселону.