72-летний американский режиссер Пол Джозеф Шредер большой поклонник творчества Андрея Тарковского. И, начиная смотреть его фильм"Дневник пастыря" (оригинальное название "Первая реформаторская"), вышедший в прошлом году, нужно иметь это в виду. В картине минимум действия и диалогов, так как всё это для режиссера имеет второстепенное значение. О главном он предпочитает говорить между строк, потому что это "главное" - трудно объяснить словами, но легко почувствовать.
Главный герой - преподобный Эрнст Толлер, которого играет Итан Хоук, заведует небольшой церквушкой, которая называется "Первая реформаторская церковь" и имеет скорее историческое значение, нежели религиозное - паству можно пересчитать по пальцам одной руки. Эрнст Толлер - в прошлом военный капеллан из семьи потомственных военных. Он побудил сына пойти по этой же стезе и тот погиб в Ираке. Толлер винит себя за то, что отправил сына на войну "которой нет морального оправдания". Эта трагедия разрушила брак Толлера.
Одинокий 46-летний пастырь должен утешать и дарить надежду своей немногочисленной пастве, несмотря на боль и отчаяние в собственной душе. Он решает вести дневник в качестве эксперимента, записывая туда свои мысли. Одна из прихожанок по имени Мэри просит поговорить со своим мужем Майклом, который хочет, чтобы она прервала беременность. В процессе беседы пастор выясняет, что мужчина - радикальный активист-эколог. Он не хочет, чтобы его ребенок жил в мире, которому грозит экологическая катастрофа. Толлер пытается приободрить мужчину, убеждая его оставить ребенка.
Из века в век человечество просыпается в глухой темноте ночи и видит лишь мрак. Люди ощущают бессмысленность жизни [...] Отчаяние может побороть только мужество. Разум не дает ответов [...] Быть мудрым - значит носить в своем сознании две противоречивых истины: надежду и отчаяние. Жизнь без отчаяния - это жизнь без надежды. Заключать в себе и то, и другое - это и значит жить.
Через пару дней муж Мэри назначает пастору встречу в парке. Когда Толлер приходит туда, он обнаруживает тело Майкла, который покончил с собой. Толлер начинает задумываться о проблеме окружающей среды, снова и снова задавая себе вопрос, который задал ему самоубийца на первой и последней встрече: "Простит ли Господь нас за то, что мы сделали с Его творением?
Тем временем "Первая реформаторская церковь" готовится отметить свое 250-летие. Планируется большое мероприятие с участием губернатора и и мэра. Главный спонсор этой церкви - владелец энергетической кампании, загрязняющей окружающую среду. Он использует спонсирование церкви для того, что бы вопросы экологии в обществе не поднимались.
Фактически реформаторская церковь как религиозный институт изменила своим принципам, одним из которых был запрет на продажу индульгенций. Крупный спонсор получает безоговорочное одобрение со стороны церковного руководства и непосредственного руководителя Толлера. Пастор больше не может делать вид, что не замечает этих противоречий. К личному отчаянию присоединяется отчаяние служителя церкви.
События в фильме развиваются неспешно, концентрируясь на одной главной фигуре. Возможно, это лучшая роль Итона Хоука, который раскрывается в ней как драматический актер высочайшего уровня. Это серьезный фильм, который не ставит своей целью развлечь зрителя. Режиссер говорит с нами языком полунамеков, не навязывая своей точки зрения и не выпячивая проблему.
Для просмотра "Дневника пастыря" нужно найти 113 спокойных минут, потому что это кино также и о том, что "разум не дает ответов" и в каждом человеке как на чашах весов - отчаяние и надежда. И мы ли выбираем, куда качнется маятник?