Найти тему
Агата Колобанова

Как научиться не кричать на детей. Часть первая. Анализ ситуации.

Если вы читаете эту статью, то, с большой вероятностью, у вас есть проблема. Регулярно во взаимодействии с ребенком возникает ситуация, которую вы не можете разрешить без крика. Это мучительно для вас, это вредно для ребенка, и вы хотите это изменить.

После долгих и безуспешных попыток уместить все советы в одной статье, я осознала, что придется все-таки писать целый цикл.

Первое, что необходимо сделать, это проанализировать ситуацию. Дело в том, что существует ряд достаточно типовых ситуаций, в которых родителю приходится кричать. Каждая из этих ситуаций решается отдельно, своим способом. И каждой из них будет посвящена отдельная статья.

Итак, возьмите лист бумаги или откройте новый документ в редакторе. И приступим.

Вспомните события как минимум двух последних лет. В каких именно ситуациях вам приходится кричать на ребенка? Выпишите эти ситуации, посмотрите, что в них есть общего? В конце концов у вас получится список из 1-2, максимум трех позиций, редко бывает больше. Вот эти ситуации и есть проблема, которую нам с вами надо решить, чтобы спасти ваши нервы и уши вашего ребенка.

Пока что я планирую рассмотреть в своем цикле статей наиболее распространенные ситуации, в которых родителю приходится кричать на ребенка. Если вы не нашли в этом списке ситуацию, которая приводит к крику в вашей семье, опишите мне ее, пожалуйста, в комментариях, и ей тоже будет посвящена отдельная статья.

1 Занятия. Это могут быть домашние задания из садика или школы или домашние задания кружка или секции. Главное, эти занятия проходят не так, как хотелось бы родителю. Ребенок ленится, не хочет заниматься, не справляется с занятиями. Много отвлекается. Практически, заставить ребенка работать удается только при помощи крика. Другие способы – увещевания, попытки договориться, вознаграждение за хорошую работу на занятии – уже испробованы и себя не оправдали.

2 Игнорирование. Ребенок раз за разом игнорирует замечания, просьбы, прямые запреты родителя и продолжает делать то, что родитель пытается пресечь. Это может быть шумная игра, кривляние во время приема пищи и т.д. Нежелательное занятие прекращается только после вспышки гнева родителя, сопровождаемой криком и руганью.

3 Вызывающее поведение. Ребенок ведет себя так, словно специально решил разозлить родителя. Дерзит, кривляется, делает все назло. Опять же, пока родитель не придет в ярость, ребенок не успокаивается. Создается впечатление, что ребенок целенаправленно добивается вспышки ярости со стороны родителя.

4 Бунт. Прямой отказ подчиняться родителю. Это может быть истерика во время сборов в садик (в школу – гораздо реже), решительный отказ покидать детскую площадку или магазин, отказ заниматься каким-либо делом, например, уборкой в своей комнате. Ребенок отчаянно сопротивляется, спорит, игнорирует уговоры и поощрения.

5 Прокрастинация. Ребенок откладывает поручение или выполнение своей обязанности на потом, отвлекается. Начинает играть во врем уборки в собственной комнате, затягивает начало выполнения домашнего задания до вечера. Даже «выволочка» возмущенного родителя дает непродолжительный эффект.

6 Детская безответственность. Ребенок забывает. Забывает выполнить поручение или задание. Забывает и теряет вещи. Забывает передать родителю важную информацию от воспитателя или педагога. Ругаться бесполезно, ничего не меняется. Не ругаться не получается.

7 Ребенок спорит и торгуется. Ребенок постоянно спорит, подвергает сомнению доводы родителя. Приводит какие-то свои доводы. Может отказываться выполнять поручение, может не считать себя виноватым в ситуации, где его вина однозначно ясна родителю.

8 Равнодушие. Ребенок не проявляет эмоций, когда родитель ругает его за проступки и прегрешения. Совсем. Не показывает никаких признаков чувства вины. В конце концов родитель приходит в ярость от равнодушия ребенка и начинает кричать.

9 Недопустимые поступки. Ребенок совершил или регулярно совершает поступки, которые вы считаете недопустимыми. Уходит во время прогулки далеко от дома, не предупредив родителя. Дерется. Возможно, ворует. Мучает животных. Такое поведение может быть разовым или постоянным. Вот о постоянно повторяющихся недопустимых поступках мы и поговорим.

10 Отсутствие авторитета у родителя. Вы не можете выделить каких-то конкретных ситуаций, в которых не справляетесь и начинаете ругаться на ребенка. Кричать приходится постоянно, буквально на каждом шагу, потому что ребенок вас без крика не воспринимает.

11 Плохое самочувствие или плохое настроение самого родителя. Иногда и такое случается. Лично я полгода провела в спинном корсете и на сильнодействующих обезболивающих препаратах. И любая попытка детей «добыть из меня» свою порцию внимания и общения воспринималась мною с могучим внутренним протестом. Было очень трудно не кричать «отвалите!!!» на каждый стук в дверь и каждое «мамкание». Пришлось поработать над ситуацией, но это у меня получилось. И у вас получится.

По большей части, эти ситуации можно пересмотреть и изменить так, чтобы сэкономить и свои нервы, и нервы ребенка. В редких случаях может понадобиться помощь специалиста, по большей же части проблема решаема просто сменой подхода к ней родителя.

И помните: вы живой человек. Даже скомпенсировав ситуации, с которыми вы обычно не справляетесь, иногда вы будете все-таки срываться. И вот ту важно правильно скомпенсировать последствия своего крика, правильно успокоиться и успокоить ребенка. И этому тоже будет посвящена отдельная статья.